Найти тему
Водитель из СССР

«Чайка», ГАЗ-13 копия или чисто советский автомобиль? Попробуем разобраться.

"Чайка" ГАЗ-13 в наше время.
"Чайка" ГАЗ-13 в наше время.

Советский автомобиль для избранных - автомобиль, который в СССР не часто встретишь на улицах Советского Союза, гордость автопрома СССР – первая «Чайка». ГАЗ-13.

Но давайте посмотрим, сравним и подумаем, такой ли он советский лимузин ГАЗ-13.

ГАЗ-13 сзади.
ГАЗ-13 сзади.

Никто не будет со мной спорить, что «Чайка» очень и очень похожа на своего «папу», предшественника ГАЗ-13 на ЗИЛ-111.

"Папа" "Чайки" - ЗИЛ-111.
"Папа" "Чайки" - ЗИЛ-111.
Корма ЗИЛ 111.
Корма ЗИЛ 111.

Но, скажете Вы, так ведь и должно быть, все дети обычно похожи на родителей! Но тут совсем иная ситуация.

Просто нужно глянуть, с кого скопировали сто одиннадцатый ЗИЛ и мы поймем, что две этих машины почти копии «буржуинского» автопрома. Причем не просто «буржуинского», а североамериканского. А в то время, впрочем, как и сегодня, Америка была нашим первейшим врагом.

Если ЗИЛ 111 просто брат близнец Паккарда Патрициан (Packard Patrician) 1955 года, то и внешность «Чайки» совсем не советская.

Паккард Патрициан (Packard Patrician) 1955 года выпуска.
Паккард Патрициан (Packard Patrician) 1955 года выпуска.

Хотя, будем справедливы, что ЗИЛ, что ГАЗ имеют некоторые отличия в дизайне и это говорит о том, что не было тупого копирования.

Салон «Чайки ГАЗ-13 похож на салон и Паккарда, и Chrysler (Крайслер). И тут я должен сказать, что в те годы, автомобили такого класса были похожи друг на друга. А конструкторы горьковского завода смогли внести в дизайн салона много нового, что выгодно отличало наш лимузин от зарубежных аналогов.

Двигатель «Чайки».

Мотор ГАЗ-13 снова подсмотрен у «заокеанских друзей». Но за образец взяты только лишь компоновка навесных агрегатов и V-образное расположение цилиндров. Все остальное создано умом и руками советских людей.

Двигатель "Чайки" отдаленно похож на двигатели американских "одноклассников". На фото двигатель Паккарда.
Двигатель "Чайки" отдаленно похож на двигатели американских "одноклассников". На фото двигатель Паккарда.

Шасси, тут все придумано нашими инженерами. В этой части автомобиля никаких намеков на иностранцев нет.

Ну а если посмотреть на комфорт управления «Чайкой», то можно смело утверждать, что ничего подобного в те времена не было даже на роскошных американских машинах.
  • Радио с автонастройкой;
Радио и ползунки управления температурой воздуха в "Чайке".
Радио и ползунки управления температурой воздуха в "Чайке".
  • Гидромеханическая КПП (АКПП);
  • Электро селектор управления АКПП;
ГАЗ-13 - селектор управления АКПП.
ГАЗ-13 - селектор управления АКПП.
  • Режим торможения двигателем
  • Рулевая гидравлика…

И это далеко не все.

Как итог рассказанного.

Ручки управления климатом и прикуриватель в ГАЗ-13.
Ручки управления климатом и прикуриватель в ГАЗ-13.

Автомобиль «Чайка», хоть и был подсмотрен со своих зарубежных аналогов, но повторил их только в общих чертах.

Все основные моменты в дизайне были заслугой творческого коллектива ГАЗа. А большая часть инженерных решений принадлежит конструкторам СССР.

Про автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» смело можно говорить – это советский автомобиль!