Наша сегодняшняя тема - философия Индии, её древние источники и известные ещё несколько тысяч лет назад истины.
Мы на стали рассматривать буддизм, потому что он и очень специфичен - это фактически религия без бога, и слишком широк, глубок и велик, и рассказ о нём в рамках рассказа об индийских учениях в любом случае будет куцый, лучше уж поговорить о нём отдельно и подробно, как и о других неортодоксальных школах в индийской философии - джайнизме и чарвака-локаяте.
(Котик, вопреки обыкновению, не садится и не ложится рядом с папой, а занимает место в центре комнаты в такой позе:
И вздыхает...)
М.: Солнышко, что с тобой?
(Котик принимает лежачее положение и смотрит на папу).
М.: Ну, тогда начнём. Источник индийской философии - это...
П.: Веды и Упанишады.
В основе Вед - четыре огромных по объёму источника, которые приобрели письменный вид во второй половине второго - в начале первого тысячелетия до н. э., а до этого существовали в устной форме:
1. Ригведа - собрание 1017 сакхит (гимнов), обращённых к ведическим божествам. В каждом гимне. как правило, 10 строк. Сакхиты собраны в 10 книг.
Книга 1 содержит 191 гимн, посвящённый Агни (богу огня).
Книга 2 содержит 33 гимна, посвящённых Индре и Агни.
Книга 3 содержит 62 гимна, включая Гаятри-мантру.
Книга 4 содержит 58 гимнов, посвящённых Индре и Агни.
Книга 5 содержит 87 гимнов, посвящённых Вишвадевам, Марутам, Митре-Варуне, Уше и Савите.
Книга 6 содержит 75 гимнов, посвящённых Индре и Агни.
Книга 7 содержит 104 гимна, посвящённых Агни, Индре, Вишвадевам, Марутам, Митре-Варуне, Ашвинам, Уше, Индре-Варуне, Ваю, Сарасвати, Вишну.
Книга 8 содержит 103 гимна, посвящённых разным богам.
Книга 9 содержит 114 гимнов, посвящённых священному снадобью ведической религии, известному как Сома Павамана.
Книга 10 содержит 191 гимн, посвящённый Агни.
Начало Ригведы:
А вот характерный сакхит:
Только тот щедрый, кто подаёт нищему,
Бродящему в поисках пищи, исхудавшему,
Он пойдёт ему навстречу, когда тот окликнет его на дороге,
И на будущее приобретёт друга.
Тот не друг, кто не даёт своей пищи
Другу, неразлучному товарищу.
Пусть товарищ уйдёт прочь от него: это не место для него!
Пусть он ищет другого дарителя, даже если это чужой!
Пусть более сильный дарит нуждающемуся,
Пусть следит он взором за всё удаляющимся путём жизни,
Ведь богатства - как колёса колесницы:
Они катятся и едут от одного к другому.
В Ригведе же впервые фигурируют Пуруша - зародившийся из хаоса первый человек, принесение которого в жертву привело к возникновению мира; Рита - физический и моральный закон, воплощение космического порядка; сансара - цепь перерождений, переселений души в физические тела; карма - закон судьбы, на который влияет любой твой поступок в нынешнем воплощении.
2. Самаведа - описание правильного произнесения во время жертвоприношений гимнов Ригведы, 1549 текстов.
3. Яджурведа - описание правильного ритуала, жертвоприношения.
В ней впервые упоминается и обсуждается понятие бесконечности.
Обрати внимание на терминологию: "Одно достигается знанием, другое - незнанием"; "одно происходит от причины, другое - без причины". Или вот ещё цитата: "Разум мой был далеко, и я не видел. Разум мой был далеко, и я не слышал. Так говорят, ибо лишь разумом смотрят, лишь разумом слушают". Вполне онтологические утверждения...
4. Атхарваведа - заклинания, обращённые к богам, демонам, духам. Всего 731 заклинание.
Связаны с ведическими текстами тексты шрути - комментарии к ведам, и Упанишады ("сидение у ног учителя").
Машенька, ты не устала от незнакомых слов?
М.: Пока нет...
П.: А ты, котеечка?
(Кот приоткрывает глаза, зевает и слегка шевелит передней левой лапкой).
П.: Именно в Упанишадах стали центром внимания Брахман - высшая абсолютная реальность, Атман - "Я", субъективное начало в человеке, и Пуруша - высшее духовное начало.
В Упанишады входят следующие разделы:
Джйотиш - астрология и астрономия,
Калпа - ритуалы и право,
Сикша - правила фонетики,
Айтарейя - создание Вселенной, эволюция, человек,
Чандагйа - душа, реинкарнация,
Каушитаки - карма,
Кена - аскетизм, самообладание, работа,
Дханур-веда - наука о стрельбе из лука и военном деле,
Мундака - дисциплина, вера, борьба с невежеством,
Сулба-сутра - математика,
Йога-сутра - медитация,
Кама-сутра - любовь и секс.
Ещё фрагмент из Упанишад:
"Время, собственная природа, необходимость, случайность - суть первичные элементы, но только благоприятное или неблагоприятное сочетание их становится причиной счастья или несчастья. Корень счастья - в самопознании и подвижничестве".
М.: На всё воля случая?
П.: Примерно так, но и от нас кое-что зависит.
(Котик говорит: "Мрррр...").
П.: Все философские учения и школы Индии принято подразделять на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные (Миманса, Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога) опираются на Веды. Неортодоксальные (Буддизм, Джайнизм, Чарвака-Локаята) опираются на другие источники. О буддизме мы сегодня говорить не будем, поскольку это предмет необъятный, безграничный и беспредельный, неисчерпаемый, на него не хватит не то что части вечера, а пары дней, так что давай в другой раз...
М.: Хорошо.
П.: Итак, ортодоксальные...
Миманса. Основателем её принято считать Джаймини, автора "Миманса-сутры" (около 200 г. до н. э.), но, возможно, возникла раньше. Основные принципы - строгое соблюдение ритуалов, борьба с аскетизмом и излишним мистицизмом. Основные идеи:
1. Веды непогрешимы.
2. Физический мир реально существует, но создан не богом, а возник из реализовавшихся карм всего существующего в нём.
3. Сама душа вечна, но сознание появляется в ней только тогда, когда она соединяется с телом.
Ньяя. В чём-то сродни привычным нам логике и теории аргументации, поскольку логику и её законы считает основой истинного познания. Считает знание основой освобождения от страданий и свидетельствует о четырёх видах знания: восприятие (пратьякша), умозаключение (анумана), сравнение (упамана), доказательство (шабда).
Автор "Ньяя-сутры" - Ашкапада Гаутама (Готама).
Вайшешика. Основатель - Канада, он же Улука (Сова).
"вайшешика-сутра" состоит из 10 книг, главная цель - объяснение пути достижения и сути дхармы, как блага человека.
Все окружающие объекты могут быть поделены на относящиеся к бытию и небытию. Бытие: субстанция, качество (Канада называл 24 вида качеств), действие (пяти видов - поднимание, опускание, сжатие, расширение, хождение), общность,особенность, присущность. Небытие - все несуществующие факты и вещи.
Всеобщность - это наличие у вещей одного класса общей природы. Особенность - различия между вещами. Присущность - связь двух сущностей: например целого с частью.
Санкхья. Основоположник - Капила. Ключевые идеи:
1. Противопоставление духа, сознания (пуруши) и тела, материи (пракрити), оба они берут своё начало в Парабрахмане (абсолюте). При их соприкосновении в пракрити начинается волнение гун (сил), в результате которого образуется весь мир объектов.
2. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному "Я" из смешения с "не-Я".
3. Гуны - это саттва (источник всех положительных эмоций и всякого удовольствия), раджас (источник всех отрицательных эмоций и страданий, лежит в основе всяких изменений), тамас (лежит а основе пассивности, является источником тьмы, апатии, безразличия).
О йоге тоже можно говорить очень долго: почти так же, как и о буддизме...
М.: Хорошо, давай хотя бы в самых общих чертах. Котик, ты согласен?
(Котик зевнул).
П.: Тогда я ограничусь следующим: приведу самое краткое определение йоги и приведу пару прекрасных высказываний её основоположника Патанджали. Хорошо?
М.: Даю
П.: Йога - близкое к санкхье учение. Включает в себя асаны, дыхательные практики и медитации.
Вспомогательными средствами для очищения и просветления ума-читты считает:
яма (воздержание) - в первую очередь не причинять зла никакому живому существу;
никка (культура) - внешнее очищение тела омовением и подлинно чистой пищей и внутреннее очищение ума посредством дружелюбия и желания делать добро окружающим;
асаны - правильные положения тела, способствующие возвращению и укреплению здоровья;
пранаяма - контроль за дыханием;
пратьяхара - удаление чувств от внешних объектов и вообще контроль за чувствами;
дхарана (дисциплина ума) - фиксация внимания на определённом объекте;
дхъяна (созерцание) - равномерное течение мысли;
самадхи (сосредоточение) - ум настолько погрузился в объект созерцания, что, потеряв себя, принимает его форму.
М.: То есть из всех учений йога - наиболее практическое?
П.: Ну... Можно согласиться...
И две обещанных цитаты из Патанджали.
"Когда ты вдохновлён великой целью или необычным замыслом, твои мысли разбивают свои узы, твой разум выходит за свои границы, твоё сознание расширяется во всех направлениях и ты обнаруживаешь, что попал в новый, великий и чудесный мир. Спящие силы, способности и задатки оживают в тебе, и вдруг ты понимаешь, что преодолеваешь даже тот идеал, к которому ты когда-то стремился".
"Нет предела человеческим возможностям, силе слова и силе ума".
М.: Замечательно!
П.: Всё-таки немного коротковато и сумбурно получилось...
М.: Если бы по каждому пункту всё было очень подробно, то мы не закончили бы вообще. Не знаю, лично мне очень понравилось.
П.: А вот насчёт буддизма я пока даже не знаю, когда соберусь с мыслями и смогу всё коротко и ёмко сформулировать. Пока можно заняться Шопенгауэром, или, например, Сартром...
М.: Надо подумать...
(Котик встаёт и идёт к папе).