Это праздник совместной жатвы, начинается сразу после медового спаса. Считается, что такое название происходит от глаголов «спожинать» и «вспожинать»
Собиралась община и смотрела, кому сколько урожая осталось собрать и кому нужна помощь.
Праздник Спожинки праздновали обязательно общиной в складчину — каждый нёс то, что имелось в доме, накрывался общий стол и праздновали вместе. Но все это – после жатвы и ритуального вязания последнего снопа пшеницы.
Сноп этот, назывался Пожинальником. Сжинали его в полной тишине - чтобы не вспугнуть духа поля Полевика, следящим за ростом злаков и отпугивает вредителей, который должен был поселиться в снопе. Сноп вязали обязательно большой и красивый, чтоб глядя на него душа радовалась , что хороший урожай собрали и будет с чем перезимовать. Пожинальник пользовался большим почётом, ведь он служил пристанищем Полевика до следующей весны.
С поля сноп жнецы несли аккуратно и уважительно, гордясь и своим урожаем и трудом.
Часть же колосьев оставляли в поле не срезанными, наклоняли их к земле и связывали лентой – Велесу (божество в древнерусском языческом пантеоне «скотий бог») на бороду. Внутрь "бороды" часто клали хлеб с солью, как благодарность за щедрый урожай. : «Вот тебе Велесе, борода, уроди нам ржи и овса!»
В северных губерниях на Спожинки подавали «дежен» или «дежу», «дежню» – холодное блюдо из овсяного или ржаного толокна, замешанного на сметане, молоке, сыте или квасе.
Русский этнограф Аполон Коринфский в XIX веке так описывал праздничную крестьянскую трапезу:
«Бабы едят его, похваливают и ведут беседу о прошедшем жнитве. Девушки поют в Успеньев вечер, за толокном-деженем, приличные случаю песни. А старые старики прикидывают-подсчитывают («по суслонам») собранный урожай. Детвора до поздней ночи шумит в этот день у заваленок, проводя время за веселыми играми, перемежающимися звонкими-дробными припевами. Заливаются-звенят, по всей деревне разносятся молодые голоса:
Дожили, дожили,
О спожинки встретили,
Коровая почали,
Толокна процведали,
Гостей угостили,
Богу помолили!
Хлебушко, расти!
Времячко, лети, лети —
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!.»
Как говорится: «Делу время, а потехе час». Хоть и праздники, а дела делать надо. Время собранный урожай осмотреть, разложить, понять чего с избытком, а чего не хватает. Подходит время ярмарок и надо понять что себе оставить, что на ярмарку отвезти да продать, что на подарки отложить, а чего на ярмарке докупить.