Все чаще руководители задумываются о внедрении штрихкодирования, чтобы навести порядок на складе: снизить пересортицу товаров, снизить влияние человеческого фактора при оформлении документов продаж и отгрузок товаров. Но не всегда представляют, что именно нужно купить и что настроить для получения положительного экономического эффекта от внедрения. Попробую в данном цикле статей раскрыть некоторые аспекты принятия решения о внедрении штрихкодирования.
Технологии штрихкодирования становятся доступными по цене, поэтому получают повсеместное распространение. Судите сами (рис. 1).
На рис. 1 представлена стоимость оборудования и услуг, найденная в моем коммерческом предложении от 2015 года, когда доллар стоил 65 руб. На сегодняшний день можно найти аналоги оборудования по схожей цене. Собственно, цены на оборудование и услуги не сильно изменились.
У нас есть сканеры штрихкода (ШК), беспроводные сканеры штрихкода, терминалы сбора данных с DOS-подобной, Windows-подобной, Android-подобной операционной системой. Как они используются, представлено ниже.
1. Сканеры штрихкода (ШК)
Проводные – подключаются к рабочему месту сотрудника стационарно.
Используются для ввода данных по штрихкоду (документов, товаров), для идентификации товаров.
2. Беспроводные сканеры штрихкода
Можно переносить по складу, по залу до 30 метров от «базы». «База» подключается стационарно к рабочему месту сотрудника. Через технологию Bluetooth сканер передает считанный штрихкод в учетную программу 1С. Так как сканер не имеет дисплея и клавиатуру, то нельзя указать количество товара. Поэтому для проведения инвентаризаций используется ограниченно: только при условиях хранения штучного товара (одежда, обувь и т.д.).
3. Терминалы сбора данных с Dos-подобной операционной системой
Имеют встроенную память на 100 тыс. позиций. Имеют встроенный сканер штрихкода. Имеют буквенно-цифровую клавиатуру. Используются в связке с «базой». «База» подключается стационарно к рабочему месту сотрудника. Из учетной программы 1С предварительно выгружается в терминал список товаров со штрихкодами.
Далее с помощью ТСД считывается штрихкод, с помощью клавиатуры указывается количество. Далее после проведения пересчета информация выгружается в учетную программу 1С.
Таким образом, можно использовать такой ТСД для приемки товаров, отгрузки товаров, перемещения товаров, проведения инвентаризаций. Ограниченность интерфейса и невозможность запрограммировать функционал "под себя" - делает их менее популярными.
4. Терминалы сбора данных с Windows-подобной и Android-подобной операционной системой
Имеют встроенную память на более, чем 1 млн. позиций. Имеют встроенный сканер штрихкода. Имеют буквенно-цифровую клавиатуру.
На сегодняшний день, большинство производителей выпускают ТСД с клавиатурой с английской раскладкой. Ищите аппараты с раскладкой русского языка - удобнее в работе!
Используются как в связке с «базой», так и без связки при наличии Wi-Fi-модуля. Если имеется Wi-Fi-модуль, то можно через RDP подключиться к серверу, и далее напрямую подключиться к учетной программе 1С. Для подобной схемы необходимо дополнительно разработать мини-окна документов и справочников в программе 1С, чтобы было удобно работать с 1С через экран ТСД.
Все эти аппараты призваны считывать штрихкоды. Что будет далее происходить со штрихкодом - также является многовариантным действием. Можно заложить любую логику в вашу учетную систему.
В какой момент считывать штрихкоды и кому - также является многовариантным действием. Опять-таки можно заложить любую логику в ваш бизнес-процесс.
Идея технологии штрихкодирования заключается в идентификации товаров, мест хранения, тары, спецодежды, имущества ОС (основных средств).
Штрихкодирование целесообразно в случаях:
1) когда один товар не отличим от другого или требует некой квалификации в том, чтобы их отличить;
2) когда возникает какая-либо очередь в процессе обработки товара - например, на складе при потоковых отгрузках, на кассах при потоковых продажах.
В таких случаях целью внедрения штрихкодов является уменьшение человеческого фактора (пересорта) и ускорение очереди.
Если вы найдете в своем бизнес-процессе точку возникновения пересорта или очереди, тогда вы сможете понять как и зачем вам внедрять штрихкодирование. Более подробный разбор и анализ описан в следующих статьях цикла.
Цикл статей. Когда внедрять штрихкодирование.
Часть 1. Устройства автоматической идентификации товаров.
Часть 2. Форматы магазинов и "очереди" в них.
Часть 3. Использование штрихкода в магазинах разных форматов.
Часть 4. Использование штрихкода и терминалов сбора данных в небольших офисах продаж.