Вряд ли много людей знакомы с якутской мифологией за пределами Якутии. А ведь в ней есть много чего интересного. Например, чучуна. Чучуна (они же мулуөн) является племенем великаном размером с лиственницу, покрытых чёрными волосами. Чучуны питаются сырым мясом и одеваются в одежды из шкур животных. К людям они относятся враждебно, стреляют в них из лука и воруют женщин и оленей. В разных трактовках у чучуна может отсутствовать что-то из конечностей, но это не мешает ему в любом случае обладать большой скоростью. Помимо якутов поверья о подобных существах были у эвенков и чукчей.
Другим злым духом-великаном был абасы. Абасы (он же абаасы, он же абааһы, он же Гоша) рождается из камня и живёт в непроходимых лесах. Выглядит он как каменный монстр, может не иметь какую-то конечность или один глаз. Абасы ненавидит людей, насылает на них болезни, а также ворует и ест человеческие души (да и просто людей во плоти съесть может). При этом абасы поится кустов шиповника.
Есть в якутской мифологии и водные духи сюллюкюны (или сүлүүкүн). Выглядят они как люди, однако не обладают бровями. Во время святок они выходят из воды через проруби, так как сюллюкюны опасаются святой воды, да и вообще христианских атрибутов (естественно, это стало известно после того, как в якутские земли пришло христианство). Бродя по земле, сюллюкюны с помощью разных звуков (щебет птицы, лай собаки, рёв коровы) могут предсказывать будущее. К людям относятся по разному, особенно любят играть в азартные игры, но с одним нюансом - деньги, которые сюллюкюны используют, в человеческих руках имеют срок годности в неделю максимум, после чего превращаются в мох. Также сюллюкюны обычно пользуются услугами человеческих повитух (платя той же бракованной монетой).
Также есть в якутской мифологии персонаж, что занят уходом за детьми, пока родителей нет дома. А конкретно это Чёчёккэ. Чёчёккэ является девочкой с рыжими волосами (но без длинного чулка) и небольшой хромотой, она обожает играть с детьми, но очень боится взрослых (вот кто, видать, ответственен за все идеи по разгрому дома во время игр). Ещё Чёчёккэ любит сметану, которую ей родители оставляют в качестве платы за предоставленные услуги.
Основным соперником Чёчёккэ за внимание детей является Ньандьи Дьянгха (по разным сведениям может доходить до драк)(какой сюжет для экранизации пропадает...). Ньандьи (она же Ньадьы, она же Ньаадьы, она же Ньады) Дьянгха (она же Дьянха) является женским духом и живёт в молочной яме либо на левой стороне дома. Кроме детей Ньандьи также любит и покровительствует телятам. Она же может насылать болезни на своих подопечных (и детей и телят), если ей что-то не нравится, а также лишать коров молока. А ещё Ньандьи блатная дочь покровителя шаманов и божества Улу Тойона.
Продолжая тему всяких домовых, стоит упомянуть иччи. Так называют духов, что олицетворяют разные предметы или явления (как обычная душа у человека). Они же могут покровительствовать людям.
Существует в якутском фольклоре и аптах-бага - двуглавая лягушка, которую, естественно, было довольно трудно встретить. Но если её найти на восходе солнца и заживо скормить муравьям (и позаботиться тем, чтобы не слышать её криков), то через три дня на месте муравьиной кормёжки можно обнаружить пару косточек. Если их вложить в рукава определённым образом (здесь не приведённым, ибо не живодёрствуйте), то можно было мелкими манипуляциями располагать к себе нужных людей либо отгонять надоевших. Но у данного бафа есть отрицательное свойство в виде нападений других лягушек.
И в конце стоит упомянуть Луо - одноглазую рыбу, чьи плавники и чешуя направлены в обратную сторону. Появление Луо всегда предвещало смерть тому, кто её увидет.
#якуты #якутия #саха #дальний восток #мифы #мифология
Если вам кажется, что в статье кого-то не хватает, либо указано недостаточно информации, вы всегда можете написать об этом в комментариях!
Другие существа сибирской и дальневосточной мифологий:
- Раз
- Два
- Три
- Четыре
Ещё информацию про якутскую мифологию можно найти в навигаторе!