Найти тему
Dec0de

Во что превратились финансовые пирамиды

Признаться, написать об этом сподвиг разговор с водителем такси, любезно подвозившим меня в курортном городе Сочи. Работает он там уже более полугода, а сам оказался родом из Казани. Именно упоминание этого города спровоцировало задать ему вопрос про "славные" финансовые проекты, появившиеся на свет в Татарстане и завершившие свой полет этим летом. Да, я о тех самых Финико, Антаресах, Уми и тд.

В отличие от меня, разработчика в том числе и в сфере блокчейн, не слышавшего об этих структурах до их краха и даже приблизительно не понимавшего, насколько это было популярно, мой собеседник высказался довольно резко о десятках пассажиров, старательно предлагавших ему произвести "инвестицию" по их реферальной ссылке и начать получать "пассивный доход".

Удивительно, подумалось мне, что меня эта реклама и ходоки обошли стороной, в то же время как уже не первый случайный собеседник оказывается либо бывшим клиентов таких организаций, либо испытывал на себе воздействие их маркетинга.

Из природного любопытства я собрал довольно много сырого материала о сетевом маркетинге в целом и финансовых пирамидах в частности. И феномен последних хотел бы декодировать.

кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе". взято из открытых источников.
кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе". взято из открытых источников.

Профессиональный опыт, а главное то, что в моем дипломе значится, что дядя Саша, то есть я, имеет самую романтическую на свете специальность - "инженер-математик", подсказывает, что бум подобных предприятий случился по совокупности факторов, которые наложились друг на друга и устроили цунами скам*-проектов таких масштабов даже после зафиксированных в архивах СМИ и, наверное, уже в учебниках крахов аналоговых, классических схем Понци, как МММ, Хопер-Инвест, Властилина.

Поехали!

1. Паразитирование на рекламе инвестирования, трейдинга и приобретения активов.

Некоторые банки уже интегрировали в свои приложения замечательные сервисы, представляющие собой кабинет для работы с брокером. Естественно, эту новую услугу усиленно пиарили и пиарят по всем телеканалам. Почему бы не подтесаться к общему потоку и не предложить то же самое (по обещаниям и формулировка), но с гораздо более вкусными условиями? Выполнять-то их не надо будет в отношении всех.

2. Финансовые тренинги, советы в том же дзене на тему "как стать богатым бездельником", изменившаяся риторика общества в целом.

Основным приоритетом становится финансовое благополучие, которое невозможно в принципе, если жить на одну зарплату, какой бы огромной она ни была. Единственный источник доход может исчезнуть, накопления постепенно будут съедаться расходами и инфляцией. Вывод - нужно создать новый источник дохода, именуемый активом.

В подобных пирамидах предполагается, что активом является каждый приглашенный в структуру* человек, ставший носителем общих интересов, ценностей и подходов, и каждое его действие, связанное с вовлечением новых участников или личным вкладом (покупкой, подпиской или, не побоюсь этого слова, инвестицией) станет приносить доход без каких-то дополнительных усилий. Причем все на тех же вкусных условиях.

Если классический актив - имущество, сдаваемое в аренду, ценная бумага с выплатой дивидентов или свечной заводик, как правило, стоит дорого (плата за надежность) и приносит сравнительно немного (плата за популярность), то этот актив приобретается за счет прокачанного разговорного скилла очередного ловкача, задумавшего заплатить 300 рублей за поездку в такси, но приобрести рог изобилия в виде подписавшегося шофера.

3. На удивление разговор во время привлечения реферала* всегда получается предметным.

Один умный человек несколько лет назад обронил в разговоре со мной такую фразу "если ты зовешь кого-то в какой-то проект вложиться своими средствами, то будь готов ответить на вопрос, сколько вложено, отбито и заработано тут лично тобой и за какой срок". С этим у проживших короткую, но яркую жизнь проектов, упомянутых выше, все в порядке.

Интерфейс, который современные технологии позволяют сделать аппетитно выглядящим, живым, с претензией на солидность и вовлеченность в клуб воротил мировой экономики. Тут и графики, неуклонно растущие вверх, тут и котировки, рядом с которым услужливо красуются проценты роста за 24 часа, тут и всевозможные формы и калькуляторы. Все это смешано с новостями из мира серьезной криптоиндустрии.

Допуск до возможности приглашать рефералов или получать с них доход только после личной инвестиции. То есть, любой приглашающий уже вложился, уже заработал за счет чьих-то инвестиций, уже даже вывел часть средств. И все эти транзакции заботливо предоставляются интерфейсом. В котором, кстати, ВНЕЗАПНО пропадает кнопочка "вывести", когда проект... как бы сказать более политически корректно... завершается свой финансовый цикл.

Кроме того, обычно такие монстры не были бы монстрами (я сейчас про объем проделанной подготовительной работы - такую бы энергию в мирное русло), если бы не снабжали огромным количеством готовых маркетинговых материалов всех своих последователей. Скрипты* разговоров, калькуляторы расчета дохода, диаграммы, целевые УТП*, рассчитанные на разные аудитории для максимального охвата, априори считающийся авторитетом лидер, лично ведущий вебинары или семинары - все это есть, чтобы облегчить и оптимизировать работу очередного проповедника.

Последний пункт - заключительный

Это наша российская жизнь в целом. В одной замечательной настольной игре Cash Flow (ее мы тоже обязательно декодируем) есть такой некомфортный для игрока этап под названием "крысиные бега". При нахождении в этой фазе игры участник вынужден совершать малоэффективные действия, надеяться на удачу и переживать по поводу сгорания своих игровых денег. Очень напоминает нашу повседневную жизнь, правда? В таком стрессе не всегда найдутся время и силы, чтобы серьезно разобраться в той же криптовалюте (которую мы тоже декодируем). Да, пример хороший. Нужно регистрироваться на бирже, проходить верификацию, дальше нужно понять, откуда ее вообще взять, имея на руках рубли, например, каким ботом стоит пользоваться, каким не стоит, какая монета чем обеспечена или где применяется. Зато в дружелюбном пирамидном интерфейсе есть услужливая кнопочка "Завести деньги" (вспоминается развеселая армейская присказка про то, что двигатель не заводят, а запускают) и вторая кнопочка "Начать делать деньги". Это же гораздо проще, чем создавать криптокошельки, искать для них приложения, пытаться совершить первую транзакцию, докупать еще каких-то монет на уплату комиссий за все действия - для всего этого нужна практика.

Кстати, все недавние почившие пирамиды как раз и старались мимикрировать под криптовалютный актив с человеческим лицом, что тоже поспособствовало популярности.

Вот и отечественный фатализм, задерганность, усталость и желание начать жить лучше и вырваться из крысиных бегов привели к такому шаблону поведения, как взять кредит под 15% и вложить в предприятие под кратные проценты. План прост - потому красив. Но что-то пошло не так.

Но самый удивительный вывод, сделанный мной, что в прямых руках и без мошеннических намерений сетевой маркетинг - могучая штука, способная раскрутить почти любой бизнес. В нем выделяют несколько стратегий, все имеют свою область применения и риски, объяснимые их особенностями. Но это уже совсем другая история. Если интересно - обсудим в следующей статье!

Спасибо за внимание!

Словарик

структура - фрагмент маркетинговой сети относительно выбранного узла. Структура дяди Васи - это множество всех, кого дядя Вася пригласил лично, кого пригласили приглашенные дядей Васей лично и так далее. Возможно ограничение по уровням глубины, возможна бесконечная глубина.
скам - от англ. scam - мошенничество, уловка, обман. Не путать со словом scum - звучит так же, означает уже что-то вроде "мразь".

УТП - уникальное торговое предложение, от которого невозможно отказаться. Должно разрешать боль клиента на наиболее выгодных для него условиях

реферал - приглашенный участник. рефералов приглашают рефереры, которые иногда именуются наставниками, кураторами и, ВНЕЗАПНО, спонсорами

скрипт - сценарий построения разговора, все возможные ветви которого должны вести к результату (в данном случае - регистрации в системе и совершению первой траты в их рамках)