Найти тему
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

Замечания и придирки

Оглавление

Без критических замечаний не возможен прогресс. Однако очень много личных обид взрастает на этой почве. Поговорим же сегодня о критике и придирках.

Восторженные оценки, конечно, приятнее, чем указание на ошибки. Однако именно своевременно найденная и устранённая оплошность позволяет избежать дальнейших проблем, продвинуться вперёд, повысить мастерство в любом деле.

Нацеленный на конкретный результат человек всегда прислушивается к мнению окружающих.

«Укажите мне на то, что я просмотрел или не учёл. Это приблизит работу к совершенству!»

Именно отсутствие мнений и оценок должно насторожить. Отмалчиваются из вежливости (чтобы не расстраивать)?

Но далеко не каждый отзыв бывает полезен по форме и содержанию. Попробуем разложить их по полочкам.

Замечание

Оно всегда конкретно, предметно, имеет нормативную основу. Указывает на проблему, устранив которую можно добиться улучшения. «В этой работе там-то то-то не в порядке».

Преимущественно замечание делают люди увлечённые и внимательные, склонные к товариществу, а не конкуренции.

Выплеск эмоций

Отражает чувства собеседника, а не обсуждаемую работу. Все «восхитительно» или «омерзительно» – это эмоции, настроение с которым пришёл человек. При этом о том же самом предмете в другой ситуации он выскажет противоположное мнение.

К выплескам эмоций прибегают тусовщики и фанаты. При этом последние могут негативно отозваться о новой работе мастера лишь потому, что она отличается от уже привычных образцов.

Самодемонстрация

Высказывание делается ради привлечения внимания к себе любимому. Может быть явным («вот я, например…») или завуалированным в неожиданное, оппозиционное высказывание («вы все хвалите, а меня это возмущает» или наоборот). Ради этого придирки порой надумываются. Главное – перетянуть внимание на себя.

К самодемонстрации прибегают любители популярности. Особенно если их слава – в прошлом или весьма спорна. В этом случае ревность граничит с желанием погреться у чужого костра.

Нюансы

Отмечу признаки полезных оценок:

  • касаются конкретного элемента работы;
  • аргументированы;
  • не переходят на личности (как мастера, так и критика).

Но, как бы ни были различны высказанные мнения, все они могут оказаться полезными. Порою в одной фразе, оброненной случайным посетителем, содержится указание на источник наших сомнений. А то и лекарство от восхищения собственными успехами.

Совет

Рискну дать несколько практических советов. Как психолог и руководитель творческого объединения.

  1. Показывайте свои работы разным людям. Не только самым компетентным.
  2. Выслушивайте все мнения. При этом помните, что они могут быть разными.
  3. Отделяйте эмоции от замечаний, плохое настроение собеседника от обнаруженных недочётов.
  4. Поощряйте отзывы. Благодарите за высказанное мнение. Тогда начнут высказываться и самые щепетильные, но компетентные личности.
  5. Исправляйте явные ошибки. Адекватная реакция на критику привлечёт больше сторонников и советчиков. Впрочем, решать вам!