Без критических замечаний не возможен прогресс. Однако очень много личных обид взрастает на этой почве. Поговорим же сегодня о критике и придирках.
Восторженные оценки, конечно, приятнее, чем указание на ошибки. Однако именно своевременно найденная и устранённая оплошность позволяет избежать дальнейших проблем, продвинуться вперёд, повысить мастерство в любом деле.
Нацеленный на конкретный результат человек всегда прислушивается к мнению окружающих.
«Укажите мне на то, что я просмотрел или не учёл. Это приблизит работу к совершенству!»
Именно отсутствие мнений и оценок должно насторожить. Отмалчиваются из вежливости (чтобы не расстраивать)?
Но далеко не каждый отзыв бывает полезен по форме и содержанию. Попробуем разложить их по полочкам.
Замечание
Оно всегда конкретно, предметно, имеет нормативную основу. Указывает на проблему, устранив которую можно добиться улучшения. «В этой работе там-то то-то не в порядке».
Преимущественно замечание делают люди увлечённые и внимательные, склонные к товариществу, а не конкуренции.
Выплеск эмоций
Отражает чувства собеседника, а не обсуждаемую работу. Все «восхитительно» или «омерзительно» – это эмоции, настроение с которым пришёл человек. При этом о том же самом предмете в другой ситуации он выскажет противоположное мнение.
К выплескам эмоций прибегают тусовщики и фанаты. При этом последние могут негативно отозваться о новой работе мастера лишь потому, что она отличается от уже привычных образцов.
Самодемонстрация
Высказывание делается ради привлечения внимания к себе любимому. Может быть явным («вот я, например…») или завуалированным в неожиданное, оппозиционное высказывание («вы все хвалите, а меня это возмущает» или наоборот). Ради этого придирки порой надумываются. Главное – перетянуть внимание на себя.
К самодемонстрации прибегают любители популярности. Особенно если их слава – в прошлом или весьма спорна. В этом случае ревность граничит с желанием погреться у чужого костра.
Нюансы
Отмечу признаки полезных оценок:
- касаются конкретного элемента работы;
- аргументированы;
- не переходят на личности (как мастера, так и критика).
Но, как бы ни были различны высказанные мнения, все они могут оказаться полезными. Порою в одной фразе, оброненной случайным посетителем, содержится указание на источник наших сомнений. А то и лекарство от восхищения собственными успехами.
Совет
Рискну дать несколько практических советов. Как психолог и руководитель творческого объединения.
- Показывайте свои работы разным людям. Не только самым компетентным.
- Выслушивайте все мнения. При этом помните, что они могут быть разными.
- Отделяйте эмоции от замечаний, плохое настроение собеседника от обнаруженных недочётов.
- Поощряйте отзывы. Благодарите за высказанное мнение. Тогда начнут высказываться и самые щепетильные, но компетентные личности.
- Исправляйте явные ошибки. Адекватная реакция на критику привлечёт больше сторонников и советчиков. Впрочем, решать вам!