На вопросы радиослушателей отвечает заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Слушайте радио Радонеж ОНЛАЙН
Для удобства пользуйтесь приложением. Бесплатное приложение "Радио "Радонеж" к смартфонам и планшетам можно скачать через Apple Store и Google Play.
Вы спросили меня о различиях между католической и православной святостью. Первое что происходит: забвение и утрата всех принципов, которыми жила церковь первое тысячелетие на Востоке. Если мы обратимся к великим святым, тому же Франциску Ассизскому, то особенность его духовного подвига выражается одним латинским словом – compassio, что в переводе на русский язык означает со-страдание. В течение всей своей жизни святой непрерывно подражал всем внешним поступкам Христа и, самое главное, пытался сопереживать все те состояния, которые, по его мнению, переживал Христос. Он молился, обращаясь ко Христу: “Дай мне пережить все те страдания, что Ты пережил ради нас”.
Подумайте, в каком должен находиться человек состоянии, если он обращается к Богу Спасителю с просьбой: дать ему-капельке пережить всё то, что пережил Океан. И второе, о чём он молился здесь: “Господи, дай мне пережить всю ту любовь, по которой Ты страдал за нас и нас спас”.
Вот как. Оказывается, он считал, что может пережить всю эту Божественную любовь, по которой Господь пришел спасать нас. Вся его жизнь наполнена чем? Созерцанием и переживанием страданий Христовых. Неудивительно поэтому, что в одно из Воздвижений, когда он как раз обращался к Богу с такими молитвами, он увидел шестокрылого Серафима, из которого изошли огненные лучи и пронзили бедного Франциска.
Лучи вошли в ребро, руки и ноги, в места язв Иисусовых. У него открылись эти стигматы и остались не закрывающимися ранами. Так в истории христианства появился первый стигмат. С точки зрения психиатрии это вещи элементарные, которые вполне могут возникнуть у людей предрасположенных, с определённым состоянием психики, при постоянной концентрации внимания.
Какого рода этот факт? Благодать? Нет, чистые нервы и психика, концентрация внимания. А Франциск считал, что в этом подражании и концентрации есть путь спасения.
Другая сторона, которая особенно ярко проявилась у католических подвижниц, которых церковь католическая теперь называет великими святыми и учителями церкви. Это воображение, о котором мы говорили, является своего рода общей платформой для всей католической аскезы, представление себе образов, картин и отсюда рождающихся видений. "Видят" Младенца Иисуса, Спасителя, "говорят" с Ним.
Святые отцы категорически запрещали верить этим видениям, ощущениям переживаний, если не хочешь сойти с ума. А сейчас это пропагандируется в западной церкви и преподносится как высшая степень святости. К сожалению, таких сумасшедших, которые что-то видят, слышат и начинают в это верить, возноситься, сейчас немало. И литературы такой на прилавках много, про видения, предсказания. Душой только мы не занимаемся, не знаем как молиться.
Мы об этих вещах говорим не для того, чтобы поругать католическую церковь, а чтобы самим в эту прелесть не скатиться. И одна надежда на молодёжь, которая поймёт всю ложность этого пре′лестного пути, поймёт правильность православной жизни и сможет остановить тех, кто ступил на путь погибели. Дай Бог, чтобы это случилось.
Будем внимательны к нашей душе. Да хранит вас Господь.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующую статью
Расписание эфиров, смотрите на сайте РАДИО РАДОНЕЖ