Сегодня сериалы уже давно перестали считаться глупым развлечением. Теперь они свободно конкурируют по оригинальности, яркости и количеству фанатов с кино на больших экранах.
Давайте сегодня попробуем разобраться, как сериалы из классического "мыла", то, над чем совсем не надо думать, превратились в полноценного конкурента большому кино. Ведь сегодня многие сериалы - это, фактически, многосерийные фильмы. Над ними работают топовые режиссеры, в них снимаются лучшие актеры, а бюджеты у них уже давно не уступают полнометражному кино.
А ведь еще 20 и тем более 30 лет назад ситуация была совсем другой. Почти все телесериалы были похожи на бессмысленную и бесконечную жвачку, которую смотрят только домохозяйки за домашними хлопотами и ужином. Поэтому неудивительно, что многие до сих пор воспринимают сериальную культуру исключительно как самое простое, а порой и пустое, развлечение, ведь их можно смотреть буквально через плечо, не отрываясь от своих будничных дел и забот.
В принципе каждый имеет право на такое мнение, вот только многие после просмотра "Большой маленькой лжи" или третьего сезона "Твин Пикса" начинают говорить, что им ничего непонятно. Да просто смотреть надо было по-другому - внимательно, как настоящее кино!
Чтобы понять, как и почему сериалы из исключительно простого, низкого развлекательного искусства превратились в конкурентов большому и масштабному кино, какие авторы повлияли на это и как все это связано с современными технологиями, нужно обратиться к истории.
Сериалы появились еще до телевидения
В начале 20 века были популярны так называемые киносериалы, то есть, короткие эпизоды, связанные общим сюжетом, но их показывали их в кино. Первым киносериалом принято считать картину "Арсен Люпен против Шерлока Холмса" 1910 года. Сериал состоял из 5 серий.
Кроме этого, в этот период появились радиосериалы - длительные радиопостановки, в основном мелодрамы, связанные общим сюжетом. Можно сказать, что это и есть прообразы будущих мыльных опер на ТВ, разве что без картинки. И даже некоторые известные сериалы зародились, еще будучи радиопостановкой. Например, знаменитый сериал "Путеводный Свет" появился в 1937 году как радиопостановка, потом перебрался на телевидение и был закрыт только лишь в 2009 году!
Расцвет телесериалов
Но даже в то время сериалов современного уровня не было и в помине, ведь телевидение и технологии тогда были совсем другие: не было стриминговых сервисов, не было интернета, у большинства даже не было видеомагнитофонов, чтобы что-то записать.
Сериалы шли только в телеэфире строго в определенное время. Их четко распределяли: утром были мультики для детей и комедии, днем - мелодрамы для домохозяек, а вечером - детективы для всех. И тут важно даже не то, что посмотреть любимый сериал можно было только в определенное время. Проблема заключалась в том, что любой зритель в какой-то момент пропускал отдельные эпизоды: человек мог задержаться на работе, просто забыть или заниматься другими делами.
Поэтому авторам сериалов изначально приходилось снимать их так, чтобы они оставались понятными даже тем, кто пропускал несколько серий. Среди детективов это явление получило название "Процедурная драма" или "Процедурал": какие нибудь герои, вроде Старски и Хатч, в каждом эпизоде расследовали новое дело. Персонажи и ситуации оставались примерно теми же, поэтому даже пропустив несколько серий, зритель мог спокойно вернуться к просмотру. Про мыльные оперы вроде “Санта-Барбары” и говорить не приходится: там герои годами варились в своих отношениях, женились, разводились, теряли и находили своих детей, теряли память, потом все вспоминали, и даже если кто-то умирал, он потом мог вернуться в каком-то другом образе. Поэтому пропустив целую неделю, а то и две, любители мелодрам могли спокойно смотреть сериал дальше!
Разумеется, при таком подходе, а тем более темпах, в которых работали производители мелодрам - они снимали вообще каждый день - говорить о качестве получившегося продукта не приходилось. Сериальные актеры и режиссеры считались низшей кастой, они все мечтали пробиться в большое кино, но, увы, мало было тех, у кого это получалось.
В СССР не было сериальной культуры
Оно и неудивительно: телевидение было государсвенным и оно не спешило развлекать зрителей подобными проектами. Зато в нашей стране снимали много многосерийных телефильмов. Некоторые из них попадали в кинотеатры, а некоторые шли только в телеэфире. Самые популярные примеры "Три мушкетера" и "17 мгновений весны".
От классического западного сериала они отличались тем, что снимались изначально как законченный сюжет, то есть как фильм, который разделен на части. Интересно, что именно такой подход стал популярен сейчас - теперь такие проекты называются "мини-сериалами".
Западные сериалы пришли на наше телевидение уже в конце 80-х. Началось все с "Рабыни Изауры", потом были "Богатые тоже плачут", а затем - "Санта-Барбара".
Из-за популярности и большого количества повторов, многие считают, что у сериала "Рабыня Изаура" очень много серий. На самом деле в международном прокате их всего 30, а в СССР их еще склеили по две вместе!
Ну а пока в СССР появлялись первые иностранные сериалы, на Западе уже все стало стремительно меняться. И виноват в этом один знаменитый режиссер.
Поворотная точка для мировой сериальной культуры
Именно тогда на канале ABC стартовала будущая легенда. Майкл Фрост вместе с Дэвидом Линчем придумал сериал "Твин Пикс". Сейчас этот проект знают все, он признан одним из лучших сериалов в истории, но сегодня может быть трудновато понять его значение, поэтому давайте разбираться!
Как я уже упоминал, сериальные режиссеры считались на тот момент, . можно сказать, низшей кастой и все они мечтали снять какое-нибудь большое кино, что-нибудь стоящее. Линч же поступил ровно наоборот: он был кинорежиссером, причем уже довольно известным. К тому моменту, он снял фильмы "Голова-Ластик" и "Синий Бархат". Он даже успел поработать над масштабной "Дюной", правда там результат вышел не очень удачным. И вдруг он захотел выпустить сериал для телевидения.
Главная значимость Линча как режиссера в том, что он не умел, да и попросту не хотел снимать обычный сериал. Он был кинорежиссером, поэтому он просто задумал фильм, который начнется с масштабного полуторачасового пилота и будет развиваться на протяжении 8 эпизодов. Это значит, что "Твин Пикс" можно понять, если внимательно смотреть все серии одну за другой.
Это, кстати, очень волновало руководство канала ABC и других продюсеров. Об этом свидетельствует один показательный факт: европейские спонсоры заставили режиссера доснять финал пилотного эпизода, чтобы в случае провала "Твин Пикса", они смогли показать первый эпизод как отдельный фильм, чтобы хоть как-то отбить свои средства. Эту версию сейчас называют европейским пилотом, его можно найти в интернете, но правда в очень плохом качестве.
"Твин Пикс" моментально стал хитом. Мистический детектив про Агента Купера, который расследует убийство красавицы Лоры Палмер, обсуждали буквально все: в 90-м году в США, а в 93-м - уже и в России.
Постепенно и другие авторы принялись создавать свои сериалы. Например, вышел "Госпиталь" Ларса Фон Триера - его тут же окрестили "европейским Твин Пиксом". И даже в обычных сериалах все чаще стал появляться сквозной сюжет. Вспомните хотя бы "Секретные материалы": там часть серии посвящена монстрам и инопланетянам, а в другой половине Малдер и Скалли уже разбираются в заговорах правительства.
А еще в 90-х годах многие семьи обзавелись магнитофонами, а значит, можно было записывать сериал, если не удавалось посмотреть его в прямом эфире.
Главный сериал нынешнего поколения
Четкое разделение кино и телевидения сохранялось до 21 века, пока свет не увидела легендарная экранизация книг Джорджа Мартина "Игры престолов". И при всех его недостатках, которых много особенно ближе к финалу, восхваления этого сериала вполне обоснованы. Казалось бы, 2011 год, совсем недавно, но до "Игры Престолов" таких масштабных проектов было достаточно мало, разве что "Рим" и "Остаться в живых".
Популярность "Игры престолов" и смелость канала HBO позволило наращивать обороты с каждым сезоном. Если вспомнить, на старте показывали мало масштабных сцен, да и графика оставляла желать лучшего, но к финальному эпизоду в каждую серию вкладывали до 15 млрд долларов - затраты как на достаточно хороший фильм ужасов. Это дало понять авторам сериалов и телеканалам, что сейчас зрители очень хотят качественное шоу, не отходя от дивана.
Именно поэтому нынешние производители топовых сериалов стремятся к качеству съемок не хуже, чем в полнометражном кино. Возможно, до самых дорогих блокбастеров им еще далековато, но вот среднебюджетное кино они уже с уверенностью обгоняют.
В 2020 году Дисней+ вложил в сериал "Сокол и Зимний Солдат" больше 150 млрд долларов, в то время как на фильм Тор: Рогнарек потратили 180 млрд долларов, что дает нам понимание, что съемки явно были на уровне.
Платформа, совершившая революция во всей сериальной культуре
Третий фактор, который способствовал превращению сериалов в настоящее кино - это развитие стриминговых сервисов. Массовая продажа и прокат на носителях уже давно ушли в прошлое, сейчас почти все предпочитают смотреть сериалы в онлайне и у многих каналов уже даже появились свои платные сервисы. Теперь зрители могут посмотреть любимый сериал в любое время. И даже рейтинги стали сейчас считать не только в прямом эфире, а плюс три дня после премьеры. Кроме того, появился Netflix.
В 2013 году Netflix выпустил свой первый оригинальный сериал "Карточный домик". Для нас крайне важен тот факт, что в сети появился сразу весь сезон сериала, то есть зрителям не пришлось ждать каждую неделю очередного эпизода. И хотя многие ругают такой подход, ведь это убивает возможность обсудить новую серию где-нибудь в курилке на работе или в кафе с друзьями, как это было с "Игрой престолов" и другими сериалами раньше, это очень понравилось многим зрителям. Ведь он позволял нам самим выбирать, когда и сколько серий смотреть.
И поэтому точно так же стали выпускать свои сериалы сперва Amazon Prime, а потом и другие сервисы и каналы. Например, знаменитый сериал "Террор" выходил как положено на канале AMC по одной серии каждую неделю, но в первый же день на платном сервисе канала вышел сразу весь сезон. Хочешь, плати и смотри все сразу, а хочешь - жди в эфире.
На сегодняшний день над сериалами работают популярнейшие режиссеры, которые привыкли снимать хорошее и кино и рассказывать отличные истории. Лауреат Оскара Жан Марк-Валле лично снял весь первый сезон "Большой маленькой лжи" и сериал “Острые предметы”. Паоло Соррентино, легенда европейского кино, выпускает сериал “Молодой папа", а затем его продолжение - "Новый папа", а Дэвид Финчер создает "Охотников за разумом". И сегодня таких примеров очень много.
Причем важно понимать, что эти авторы снимают изначально целостные законченные истории, а не создают бесконечные однообразные сюжеты, поэтому многие ругали второй сезон "Большой маленькой лжи", ведь он казался уже немного лишним и там даже был другой режиссер.
И еще важный момент: к таким топовых режиссерам идут сниматься такие же топовые актеры. Николь Кидман, Риз Уизерспун, Александр Скарсгард, Эмми Адамс и многие многие другие.
"Игра престолов" доказала, что не нужно бояться вкладывать большие деньги в телепроекты. Увеличение бюджетов позволяет сделать картинку не хуже, чем на больших экранах. Качество съемок, операторская работа, спецэффекты - все это растет в сериалах с каждым годом. Не зря после финала "Игры престолов" в 2019 году один за другим стали выходить крупнобюджетные сериалы: "Ведьмак", "Темные Начала" и многие другие.
Поэтому сочетание всех перечисленных факторов позволяет с уверенностью сказать, что сериалы сегодня - это настоящие фильмы, которые нужно смотреть внимательно и с интересом. И тогда вы получите от них не меньшее, а иногда и даже большее удовольствие, чем от похода в кино!