Всё. Система окуклилась. В фискальных наших делах мы дошли до предела. Люди в нашей стране существуют только для одной цели: чтобы сдавать фискальные отчеты и платить налоги. Всё остальное: производить полезные вещи, возделывать земли, заводить семьи, растить детей, это – все уже совсем необязательные опции.
Первое и главное – вести учеты, сдавать отчетность, сидеть в своих фискальных «кабинетах», принимать проверяющих и постоянно повышать свою налоговую грамотность. Все у нас – учтены по НДФЛ, а также по ПФР и иным фондам, все у нас – фиксируются и подсчитываются по всяким разным «статистикам», все у нас – либо где-то зачисленные, либо как-то нанятые-самозанятые, либо саморегистрируемые каким-либо иным образом.
В этом мы – впереди всех в мире. В других странах большая часть населения подоходного налога вообще не платит (он и введен был как налог для богатых), а основной формой учета для граждан являются списки избирателей, которые обновляются не каждый год (обычно – к всеобщим выборам). При этом для некоторых категорий населения – фермеров, мелких кустарей, многодетных семей, и т.д. – представление отчетности фискальным органам является добровольным делом, оно нужно им, в основном, для получения налоговых льгот и разных субсидий.
У нас сдавать фискальные и иные отчеты – первая обязанность всякого гражданина. «Поэтом можешь ты не быть», но за просрочку сдачи отчетов санкций тебе все равно не избежать.
Но есть способы избежать этих тягот. Один – уйти в тайгу. Как Агафья Лыкова. Второй – записаться в состав «малых народов»: в ненцы, эвенки, эскимосы. Правда, не все готовы использовать эти опции. Не все готовы покинуть Москву и ее окрестности; напротив, все больше людей как раз в Москву именно и стремятся.
И именно для этих людей в наших фискальных порядках предусмотрены еще три опции – которые никаких учетов и отчетов не требуют. Первая, это - стать олигархом. К ним вопросов никаких быть не может: в зарплатных ведомостях они не расписываются, для ПФР и иных фондов они не интересны, автомашины и особняки в России они на себя не записывают. Просто – абсолютные фискальные нули. К тому же многие, если имеют еще паспорта РФ, то ими уже давно не пользуются. А как докажешь, что он – гражданин России, если его паспорт хранится в сейфе его виллы на Лазурном берегу?
Вторая опция – получать все свои доходы от преступной деятельности. К примеру, как цыгане – зарабатывать на продаже наркотиков. Акцизные марки для «косячков» не требуются, НДС-ом такая торговля не облагается, ни в каких ведомостях они не расписываются. Тоже – абсолютные фискальные нули, ФНС только руками разводит.
То же самое относится и к доходам карманников, грабежам из квартир, угонам автомобилей, разбою на улицах - и всякому прочему рейдерству.
И, наконец – третья, самая важная льготная опция: получение доходов от коррупционной деятельности. Такая деятельность – не просто льготная, в глазах налоговой службы, а самая уважаемая. Вот депутат(ка) Госдумы прямо по телевизору сообщает, что «друзья подарили ей акции» - всего-то на несколько сот тысяч долларов. Наши фискалы с уважением слушают.
Вот писатель А. Чубайс признается, что получил девяноста тысяч долларов за ненаписанную книгу. Все (и фискалы – тоже) – встают.
Вот у генерала ФСБ с дачи украли пять миллионов долларов (больше его зарплаты за сто лет). Фискалы только сочувственно вздыхают.
Вот в квартире у губернатора обнаруживается чулан, забитый коробками с деньгами, Фискалы вроде бы встрепенулись, но губернатор тут же поясняет: Готовил для отправки в Москву, задержался маленько.
Понятно, все вопросы сразу снимаются.
А вот у меня – все же есть вопрос. И именно – по фискальной оптимизации в отношении коррупционных доходов. И не только – вопрос, но даже – и совет. Ну, да – «Совет постороннего», что же тут такого?
Конечно, все знают, что по «Советам постороннего» у нас изначально специализировался товарищ Ульянов-Ленин. И все помнят, что из этого получилось.
Но я – не «За Октябрь», я – за выборы. За выборы легитимные, свободные и прозрачные. Поэтому все мои советы всегда – по улучшению и по совершенствованию.
А у нас есть, что совершенствовать и есть, что улучшать. Вот давайте и возьмем для примера коррупцию.
С коррупцией у нас борются все (кроме – фискальных органов, о чем я уже говорил). Включая даже и иностранных агентов. В ЦРУ, говорят, даже создали специальный институт – по подготовке борцов с коррупцией в России.
Правда, у них сейчас там проблемы: прежнее руководство ЦРУ ограничило прием в этот институт афро-американцев и установили лимиты на работу в нем для трансгендеров. Потом этих руководителей ЦРУ сняли, теперь там идут суды, одного преподавателя-трансгендера даже обвинили в сексуальных домогательствах к двум афро-американцам.
Но это у них – такая специфика, а я, напротив, бороться с коррупцией как раз не предлагаю. Я, скорее, выступаю в защиту прав коррупционеров. Ведь смотрите, что у нас получается.
Вот человек получил крупный коррупционный доход. Он, как честный человек, сразу направляется в налоговую инспекцию.
Здравствуйте, где мне тут у вас доход задекларировать?
Если у вас больше миллиарда – то идите прямо к начальнику.
Нет, у меня – меньше. На немного, но – меньше.
А, у вас, наверное, премия за олимпийские медали? Идите прямо в Олимпийский комитет России, там вам выдадут справку об освобождении от налогов.
Ну, не совсем. Я на Олимпийских играх действительно был и даже медаль получил, но – такую, сувенирную. С ней меня в ОКР поздравили, но справки, сказали, мне не полагается. Так вот – по доходу. Он у меня, типа, благодарственный. Я сам по натуре - человек добрый, и потому люди ко мне как-то тянутся. Вот – сделал людям добро и меня – отблагодарили. Общей суммой – на 948 миллионов. Так куда мне…?
Долларов?
Ну, что вы! Я – государственный чиновник, я принимаю только российские рубли.
Ну, если вам премию такую выписали - то можете не беспокоиться. Бухгалтер налог из нее уже вычел.
Да нет, мне принесли наличными. Сказали – бухгалтер у них болен, а кассир – уволился.
Так у вас – типа взятка?
Нет, типа – благодарность.
Ну, все равно. Тогда вы – не по адресу. Вам надо – в прокуратуру!
Да я там был! Мне сказали: предварительно надо пройти все диспансеры, сдать все анализы. А в одном диспансере мне сказали, что по моему случаю нужно полное обследование – неделя, не меньше. А в другом – только поставили на очередь, записали – на октябрь, и само обследование – еще пятнадцать дней.
Ну, так – ждите и проходите.
Да я не могу так долго. Мне надо срочно. У меня в Куршевеле ски-пасс горит, девушки эскорта уже сноу-дансинг репетируют.
А по удаленке - вы не можете?
Нет, у меня домашний тренажер – только для бега. Для лыж надо отдельно заказывать. И доставка займет месяц, не меньше. И девушки удаленку тоже плохо переносят. Давайте вы просто примите у меня декларацию, я вам выпишу чек – на сумму налога, и тогда я сегодня еще успею на вечерний рейс до Базеля.
Нет, ни декларацию, ни налога мы у вас принять не можем. У нас в законе по НДФЛ ни взятки, ни благодарности не предусмотрены.
А что-нибудь типа – мзда, вспомоществование, дружеское пожертвование?
Нет, нет, ничего такого тоже нет.
А вот в США…
У нас, гражданин, не США, и вы нам чужие порядки не навязывайте!
Да я и не…
Всё! Проходите, не задерживайте. Следующий!
Вот так у нас поступают – порою! – с добропорядочными налогоплательщиками.
А я ведь давно уже предлагал – как раз, в порядке «советов постороннего» - ввести категорию «Прочие доходы» и открыть для этого специальный счет ФНС, на который бы любой гражданин мог вносить налоговые платежи с таких доходов. Нет, меня не послушали, а товарищи теперь – мучаются.
И случаются еще более неприятные вещи – уже семейного характера. Вот, к примеру, глава большого семейства решил свозить все это общество на Маврикий. Купил на всех авиабилеты – невозвратные, но все равно дорогие, собрали чемоданы и всем табором выдвинулись в аэропорт. И – в зал вылета. Билеты, вещи, документы, и вдруг – стоп. Вежливый товарищ в фуражке этому главе семейства говорит: «У вас, уважаемый, задолженность по налогам – 1.275 руб. 19 коп. Вам вылет за границу запрещен. Вернитесь вон по тому проходу».
А «уважаемый товарищ» в ответ: «Извини, дорогой, не доглядел. Сейчас немедленно решим вопрос. Скажи, куда внести денежку! Или – давай я тебе сразу тройной сумма дам, а ты сам за меня заплати! В общем, скажи, сколько надо – не задерживай, у меня - женщин-дети. Есть который срочно в туалет хочет!» И – уже лопатник достает.
И вот тут наш «вежливый товарищ в фуражке» этому «уважаемому товарищу просто в кепке» всю реальную картину и разворачивает.
Первое – платить долг надо через банк, на счет казначейства. Банк деньги переведет в срок не более трех дней, еще дней пять уйдет на обработку платежа в казначействе. И затем – два-три дня уйдет на передачу сообщения из казначейства в налоговую, где девушки войдут в компьютер и снимут долг с вашего лицевого счета. И уже на следующий день ваш долг удалится и с наших компьютеров – прямо здесь, в аэропорту.
«И мы вас, уважаемый, тогда проводим прямо к трапу. Со всем нашим почтением!»
Так ведь это – две недели? У меня и отпуск за это время закончится!
Ну ведь – порядок такой. Что же с ним поделаешь?
И вот – слезы, крики, рыдания, кто-то и в обморок может хлопнуться.
А я как раз для таких ситуаций и предлагал – чтобы: Вот, высветился у человека долг на экране, он быстро сбегал к банкомату, внес указанную сумму на счет ФНС - и его долг на экране тут же обнулился. Все – рады, все – разошлись, разъехались, и даже разлетелись.
Но – нет, мне ответили, что так будет – непорядок, а надо – чтобы был порядок. И потому…
В общем, вы – поняли. Порядок: когда чиновник, служащий – спокоен и невозмутим, а клиент – в отрубе. А если наоборот – то это будет уже беспорядок.
А я был прежде – и чиновником, и клиентом, но в своих советах все же всегда более склонялся на сторону последних. Исходя из простой мысли – что чиновником можно и не быть, а в клиенты когда-нибудь попадешь обязательно.
Но, вообще-то советы «со стороны» обычно воспринимаются с недоверием. Вот тот же Ульянов-Ленин не только писал «Советы постороннего», но даже и печатал их в газетах.
Но министры Временного правительств все равно их не читали (хоте все были – грамотные, совсем не дети кухарок), и терпеливо дожидались, пока их из Зимнего дворца не перевезли через Неву, в казематы Петропавловской крепости.
Кажется, Ленин тогда одному своему другу так и сказал: «И чего я мучался, писал советы? Зряшная работа, да и только!».
Но бывают и совпадения – когда некий совет (снизу) прямо отвечает на запрос о совете (сверху). Вот, к примеру, попалось мне на глаза сообщение: ФНС разместила на портале госзакупок запрос на выполнение нормативно-методической работы по теме «Разработка концепции внедрения института единого налогового счета». Сумма предлагаемого контракта — 4,6 млн руб.
Неплохо сформулировано – «Разработка концепции внедрения института»! И я вспомнил, что лет пятнадцать назад я как раз и предлагал именно это самое. Правда, я, по досадной небрежности, пропустил этапы «института», «внедрения» и «концепции».
Так, я еще в 2004 году опубликовал в своем учебнике проект Налоговой доктрины для России, в которой в ст. 12 предусматривалось право налогоплательщика вносить на счет налоговой службы авансовый платеж на сумму всех причитающихся с него налогов. А по мере наступления сроков уплаты налогов уже сама налоговая служба производила бы списания необходимых сумм.
А в 2008 году я опять написал и опубликовал даже проект Общей части Налогового кодекса, в которой Раздел 2.3. посвящался как раз расчетам в связи с уплатой налогов. В этом Разделе предусматривалось, что именно «налоговые органы, как сторона, представляющая государство в налоговых отношениях, уполномочены организовывать и обеспечивать сбор налогов, проведение необходимых перерасчетов по налогам, взыскание недоимки по налогам и перечисление (распределение) собранных сумм налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды».
В общем-то, все очень просто: во всех странах у налоговых органов есть счета в основных крупнейших банках и любой налогоплательщик может внести деньги на эти счета – по полученным налоговым требованиям или даже просто авансом. Налоговые органы немедленно опознают эти средства по персональному номеру налогоплательщика и заносят их на его личный (лицевой) счет. Затем, по мере наступления сроков платежей по отдельным налогам соответствующие суммы с этого счета списываются.
Такой авансовый платеж может захватывать и период в несколько лет (налоговых периодов). Но деньги налогоплательщика на его личном счете сохраняются все это время и налогоплательщику периодически направляются уведомления о всех движениях по этому счету.
В этом же Разделе устанавливалось, что налогоплательщику должен быть предоставлен выбор «наиболее эффективных и наименее затратных и рискованных способов и методов внесения налоговых платежей на счета налоговых органов - денежным переводом, банковским чеком (непосредственно в руки или по почте), по кредитной карточке или наличными деньгами (непосредственно в офисе налоговой службы)».
Так работают налоговые органы во всем мире – но не у нас. У нас налоговые органы вообще не имеют своих счетов (при мне, во время моей работы в МНС, в 1998 году, эти счета еще были, но потом они были закрыты по требованию Минфина) и налогоплательщики теперь вынуждены вносить налоговые платежи только на доходные счета Казначейства.
А что это означает для налогоплательщиков?
Первое – обязанность доказывать налоговому органу уплату налога (вместо того, чтобы платить налоги прямо налоговому ведомству).
Второе - принимать на себя риски неисполнения поручения уплаты налога со стороны банка. Банк может лопнуть или напутать в расчетах, и все это - будет виной налогоплательщика.
Третье – принимать на себя обязанности распределения и проверки правильности распределения платежей по кодам казначейской классификации. Всего только кодов бюджетной классификации (КБК) - около 1,5 тысяч и еще более 20 тысяч - кодов муниципальных образований (ОКТМО). И в целом – миллиарды и миллиарды разных вариантов заполнения платежных поручений! В результате – масса ошибок. Только по платежам предприятий ФНС фиксирует в год более 30 млн ошибочных зачислений.
И четвертое – закрепленное в НК РФ требование, что все налоговые платежи налогоплательщик должен осуществлять сам, только за себя (ст. 45 НК РФ: только - «самостоятельно»).
А ведь это условие – вообще совершенно абсурдно! А если налогоплательщик болен или в далекой командировке? И жена не может заплатить налог за мужа?
А если налогоплательщик – ребенок (например, собственник квартиры, акций, авторских прав), то он ведь вообще не может распоряжаться денежными средствами! Или – в отношении юридических лиц: ни одно из них вообще не может делать ничего иначе, как через своих уполномоченных представителей. И – так далее.
Однако – попробуйте заплатить в банке налог за знакомого – вам твердо откажут.
Вот и был такой мой совет – уничтожить все эти препоны.
Чтобы любой мог прийти в банк, в котором у налоговой службы есть свой счет, и внести на этот счет любую сумму, указав только имя и налоговый номер налогоплательщика. А все дальнейшие перечисления и распределения делают уже сами налоговые органы. И они же и информируют налогоплательщика о всех действиях с полученными от него средствами.
Но, не как у нас – когда налоговые органы требуют от налогоплательщика ДОКАЗАТЬ уплату им налога!
Вот здесь, у меня – все сразу: и «Разработка», и «Концепция», и «внедрение института» (единого налогового счета). Полторы страницы текста и совершенно бесплатно! И предложено – уже почти двадцать лет назад (на самом деле – больше, поскольку в августе 1998 года статья как раз на эту тему была опубликована в журнале Минфина России «Финансы»).
Но нет! Сейчас заказывается особая «Разработка концепции внедрения института единого налогового счета». Да чем же она особая?
Оказывается – да, особая. Поскольку тот прямой способ уплаты налогов, описанный мной выше (и принятый во всем мире!), никак для нас не приемлем. Нужен - другой, максимально кривой способ.
Чем же он кривой? Да вот – как достижение 2019 года описывается внедрение механизма «единого налогового платежа», с помощью которого граждане могут оплачивать транспортный, земельный налоги и налог на имущество. Но почему – только эти три налога? А другие налоги, всякие сборы, пошлины, сам НДФЛ?
Нет, заплатить просто всю сумму общих налоговых платежей гражданина за год, и чтобы потом ему «спать спокойно» - не получится! Но – почему? А потому!
И платить налоги непосредственно налоговой службе – тоже нельзя! И заплатить налог за мужа, отбывшего в долгую командировку (на полюс, за границу, в космос) его жене, к примеру - тоже нельзя!
И просто заплатить налоговым органам некоторую сумму авансом – чтобы быть уверенным, что тебя не тормознут как-нибудь в аэропорту – тоже нельзя!
И со всеми этими давно расшифрованными «нельзя», и имея «на столе» уже давно опубликованные, даже - в учебниках, совершенно точные рекомендации – «что и как надо делать», вот вдруг вырисовывается спецгосзаказ на 4,6 млн. рублей бюджетных денег!
Так, может, в этом заказе и есть все объяснение проблемы – что двадцать лет эта проблема не решалась. Ведь если бы на этот опрометчивый шаг пошли сразу, еще тогда – то на что было бы сейчас рисовать это спецгосзаказ?
И если вдруг попробовать решить этот вопрос сейчас - одним разом и до конца, то есть – самым простым, «прямым путем», то как потом выставлять другие бюджетно насыщенные спецгосзаказы – «на выпрямление» ранее одобренного и внедренного (и - всячески и нарочно искривленного) варианта?
Всё. Система окуклилась. Она работает – только на себя и только в своем окостеневшем режиме. Экономика – может рухнуть, народ – может разбежаться, до половины сумм бюджетных денег может просто «уплывать» за рубеж, но система неуклонно идет по пути удобной для себя фискальной оптимизации!
И вот - последняя новость. Президент России Владимир Путин 16 августа подписал указ, утверждающий национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы. Согласно указу, госорганы, органы местного самоуправления и организации должны проводить мероприятия, «направленные на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений».
План, в частности, предполагает: усовершенствование порядка предоставления деклараций чиновниками; запрет на госслужбу для тех, кто был оштрафован за коррупционные преступления, а также ограничение людям с непогашенной судимостью возможности руководить ГУП и ГМУ; улучшение проверки сведений о цифровых активах чиновников; расширение участия гражданского общества по противодействию коррупции; создание интернет-контента, направленного на популяризацию антикоррупционных стандартов в обществе.
А что же есть в указе и в плане про налоговые органы? Похоже, что - ничего. А ведь без них никакой реальной борьбы с коррупцией не получается - проверено на опыте многих стран мира. А знают ли об этом авторы этого нового плана? Если знают - то очень умело это скрывают.
А что касается последнего пункта - то мы с вами как раз этим и занимаемся. Смотрите - за активное участие можете и медаль получить. Или - что-то иное.
Больше по теме - см. в книге "Финансовый тезаурус" - https://aliexpress.ru/item/1005003090989254.html