Найти тему

Афган… как много в этом звуке для сердца русского.

«Я не «лютый афганщик»,
Аллах мне простит,
Чайхана, чайханщик
Старик, но стоит.
Так, немного горбат,
Безобидный на вид,
Но из наших ребят
Он троих отравил.
Ребятишки не знают,
Парчу теребят,
Только танк у гнезда их
За наших ребят.
Может, я заглянул бы на чай невзначай,
Может, вспомнил тачанку, весну и грача,
Но отчаянный малый кричит: «Начинай!»
Ну, а я: «Погоди...»
К старику: «Отвечай,
Для чего ты, собака,
Корёжил врача,
Что ты в чайник подсыпал?
Ну что? Отвечай!»
А сержанту невмочь:
«Да кончай их!
Кончай!»…»

Макс Ляшко «Афган»

Территориями Афганистана наши с вами соотечественники интересовались издревле. Если не вспоминать Афанасия Никитина, который прошелся чуть левее, но тоже в тех краях, аж в 15 веке, то все наши царские географы, дипломаты уже облизывались по поводу так называемого «среднеазиатского подбрюшья». Я писал в одной статье о том, как еще не совсем оперившаяся Советская республика снарядила в Афганистан экспедицию «сторителлеров», которые собирали на афганской территории всего-то местные обряды, песни, сказания. Правда отчеты по этому вояжу до сих пор хранятся засекреченными в архивах Лубянки.

Как пишет Википедия: «В 1919 году Аманулла-хан провозгласил независимость Афганистана от Великобритании. Началась третья англо-афганская война. Первым государством, признавшим его независимость, стала Советская Россия, оказывавшая Афганистану значительную экономическую и военную помощь. В 1929 году СССР предпринял военную акцию в поддержку свергнутого короля Афганистана Амануллы-хана. В 1930 году была предпринята операция против баз басмачей на территории Афганистана…»

Советские войска, «ограниченный контингент», вошли в эту страну 25 декабря 1979 года. Это был наш интернациональный долг. Практически все тогда в СССР так это и воспринимали, будучи уверенными, что ненадолго. «Афган», так кратко в народе называли всю эту «компанию», продлился 10 лет. В мою жизнь Афганистан вошел практически сразу. Во-первых, наша учительница по математики, прежде чем начать преподавать нам алгебру с геометрией побывала там во время их «апрельской революции», которая состоялась тоже не без «нашего» участия. И рассказывала нам на своих уроках о тех событиях в мельчайших подробностях. Кроме того, у меня был старший, сводный брат моего дяди, член ЦК, который периодически с 79-го года присутствовал в этой стране и иногда что-то рассказывал о том, что там «за рекой» происходит.

Школу мы заканчивали в 86-ом. Поэтому наши ровесники хлебнули из этой чаши полным глотком. Мой одноклассник побывал на той войне, мы писали ему письма «туда», через ферганскую «пересылку». К счастью вернулся живой, здоровый и невредимый. Повезло. Позже, я работал санитаром приемного отделения во 2 КИБ. Там, среди нашего «санитарского братства» тоже был «афганец». Много он на эту тему не распространялся, а мы особо не спрашивали. Но, песни он писал и пел «странные». Через этого парня я познакомился с Максом Ляшко и естественно услышал его «Афган» (можно найти на ЮТюбе, не пожалеете). Он до сих пор пробирает до мурашек. «…И за Русь, и не целюсь,
Сжимаю рычаг.
И хрыча, и хрычиху,
И малых хрычат.
И на гусеницах
Кровь, харчи и моча,
Где был раньше очаг,
Там во веки веков
Саранча... солончак... …Нам по-братски был рад бородатый Арбат,
Но когда этот гад
Вдруг берёт автомат,
И представь, он ещё,
Как сказать-то,
Идейный,
Мозга за мозгой
От исламовских дат,
Но цепляет и рвёт
Наших лучших парней…»

Позже, когда мы с Александром Рабинковым работали в Кувейте, у нас возникла серьезная заруба с одним поставщиком. Им были представлены фиктивные документы. По ним у нас перед ним возникал долг, из-за которого нам приостанавливали ежемесячные выплаты. На митинге, посвященном разбору нашей ситуации, собрались мы, арабские шейхи, бритиши (администрация компании, с которой у нас был договор), наш оппонент. Когда дали слово, Александр Александрович начал читать «Афган» от начала до конца без перевода безэмоционально, но очень энергетически насыщенно. «А тебе показалось, что солнце взошло. Нет, небо тебя надуло. Кто же даром раздаст Золотой порошок? Солнце светит под дулом, И строчит пулемёт, и диктует полёт, и пуляет во всех, и гуляет за всех. И кричит: «Красота! Красота-та-та-та». И строчит: «Тра-та-та
тра-та-та-та-та-та». Здесь кричат или молчат. Только ты произнёс идиотский вопрос: – Как это так? Как это так?! – Да вот так!..» В процессе чтения наш «оппонент» практически сполз по креслу под стол. Когда чтение «Афгана» закончилось, слово взял я: «Мистер Рабинков хотел сказать, что мы очень огорчены тем, что противоположная сторона ведет бизнес вне правового поля. Если такое будет продолжаться и впредь, мы можем научить его, как вести бизнес цивилизованными методами…» Больше не было сказано ни слова. Ежемесячные выплаты возобновились.

Конечно, тогда в 1989, вывод войск воспринимался на подъеме. Уж слишком дорого нам всем доставалась эта компания. Выражение «груз 200» и «цинковые гробы» знали даже дети. Потом туда пришли американцы. «Свято место…» В пандан развалившемуся Союзу. И, конечно, чтобы нос утереть. Нос утереть не получилось. 20 лет бессмысленного присутствия и таких же бессмысленных жертв. Потери американцев в разы меньше наших просто потому что мы все делали по-честному, выполняли интернациональный долг. А они изображали присутствие, пользы от которого, как показало время, никакого, кроме вреда. Пришлось им собирать манатки и драпать. А по-другому не скажешь, как любит говорить Кирилл Палыч.

И что теперь? И что нам вся эта «эпидерсия»? Как говорят эксперты, талибы сейчас для нас угрозы не представляют, им и у себя будет чем заняться ближайшие два, три года. А вот вся террористическая шушера, с которой у них «вась-вась» вполне может размножиться, как вши, на территории всего подконтрольного талибами Афганистана. И вот они-то не стесняясь облизываются на всю нашу Среднюю Азию. Вот тут-то и наступает момент истины. Либо мы, в том или ином формате, делаем эти территории (бывшие советские республики) снова «своими», получая возможность и право давать по сусалу каждому, «пожелавшему комиссарского тела». Либо мы получим рассадник «террористической заразы» в непосредственной близости от наших границ. Если мы выберем первое, то действовать придется не столько «огнем и мечом», сколько словом. О чем я писал всю прошедшую неделю… «Здесь один приговор:
Виноват,
Виноват!
И рубите канаты, комбат,
Виноват!
Поднимайте, комбат,
И ведите солдат,
Только тише,
умнее,
Не бейте в набат…»

……………………………………….

Читайте так же по теме:

«Наднациональная российская идея. Язык, родословие, территории».

«Сколько можно русских обижать? Российское самосознание».