Найти тему
RockTherapy

Как музыка Нью-Вейв захлестнула Америку (1977-1980)

Оглавление

Осенью 1977 года большинство поклонников мейнстрим-рока в Америке не знали ни о британском, ни об американском панке. Клуб CBGB был популярен среди некоторых людей в Нью-Йорке, но панк не присутствовал во всё более ограниченных плейлистах FM-рок-радио.

В конце 1977 и начале 1978 года Sex Pistols гастролировали по Соединенным Штатам, но вместо того, чтобы играть в рок-клубах на северо-востоке и на Западном побережье, группа гастролировала на Юге - будто специально, чтобы вызвать проблемы и спровоцировать ещё больше заголовков (что и случилось). В декабре 1977 года в шоу Saturday Night Live появился Элвис Костелло (заменив Sex Pistols, у которых были проблемы с въездом в страну), ознаменовав значительный прорыв панка в американский мейнстрим.

Sex Pistols by Jay Dickman (1978)
Sex Pistols by Jay Dickman (1978)

В середине 1970-х такие рок-журналы, как Rolling Stone, Crawdaddy и Creem широко освещали панк-рок. Панк приобрел репутацию опасного и непристойного стиля.

Для музыкального бизнеса переименование панка в нью-вейв стало решением проблемы. Новый термин "окультурил" агрессивные элементы панка, превратив его идею из абсолютного отрицания в претендующую на художественность.

Панки злились - а нью-вейверы иронизировали. Панк с досады приходил в бешенство, всё крушил и сколачивал группу. Нью-вейвер же рефлексировал, размышлял об отчуждённости, выпивал чашечку кофе и писал умную лирику.

Поскольку многие из групп CBGB имели опыт работы в области искусства, интерес индустрии к "новой волне" работал им на пользу. Blondie и Talking Heads, оба завсегдатаи CBGB, стали звёздами под этим знаменем, оставив позади Ramones и панков. Television тоже казались готовыми (как и любая другая группа клуба CBGB) добиться широкого коммерческого успеха, но Хелл покинул группу в 1975 году и её возглавил Верлейн. Подписав контракт с Elektra, дебютный альбом Marquee Moon вышел в США в первой половине 1977. Следующий альбом, Adventure, был выпущен в апреле 1978 и не особо продвинулся в Штатах.

Patti Smith Group in CBGB by Lynn Goldsmith (1977)
Patti Smith Group in CBGB by Lynn Goldsmith (1977)

Для Patti Smith Group всё обстояло иначе - она добилась успеха по обе стороны Атлантики с Easter (1978) и хитом "Because the Night" (в соавторстве с Брюсом Спрингстином), а затем с Wave (1979).

Blondie by Norman Seeff (1979)
Blondie by Norman Seeff (1979)

В начале 1978 года Blondie подписала контракт с Chrysalis, но все ещё казалось, что группу может постигнуть та же участь, что и Television - успешная в Англии и неизвестная в США. Выпущенный в феврале 1978 альбом Plastic Letters преуспел в Великобритании, отчасти благодаря хитам "Denis" и "(I’m Always Touched by Your) Presence, Dear". Но осенью того же года группа выпустила Parallel Lines (1978) с хитом "Heart of Glass", ставшим номер один по обе стороны Атлантики. За ним последовало ещё несколько синглов-хитов в Америке, в том числе "Call Me", "The Tide Is High" и "Rapture".

За несколько коротких лет Blondie прошла путь от группы, которую многие в CBGB считали наименее способной продвинуться в бизнесе, до самой успешной из всех. Более того, моделируя переход индустрии от панка к нью-вейв, музыкальный стиль каждого из синглов Blondie имел мало общего с американскими стереотипами панка. Это особенно видно в "Rapture": песня более танцевальная и даже с рэпом - что обозначает связь с растущим движением хип-хопа в Нью-Йорке в начале 80-х.

Talking Heads in CBGB by Ebet Roberts (1977)
Talking Heads in CBGB by Ebet Roberts (1977)

Группу Talking Heads, состоящую из студентов Школы дизайна Род-Айленда, возглавлял автор песен Дэвид Бирн. Talking Heads дебютировали в CBGB в мае 1975 года, почти сразу же получив признание в Нью-Йорке. В конце концов группа подписала контракт с Sire и выпустила Talking Heads: 77 в сентябре 1977.

Следующий альбом More Songs about Buildings and Food был выпущен летом 1978 года и пользовался умеренным успехом, хотя интерес значительно возрос, когда "Take Me to the River", написанную R&B-певцом Элом Грином и гитаристом Тини Ходжесом, выпустили как сингл в октябре. Следующие два релиза, Fear of Music (1979) и Remain in Light (1980), утвердили группу как одну из ведущих "новой волны", особенно с тех пор, как Talking Heads понравились многим музыкальным критикам, высоко оценившим интеллектуальный и художественный характер песен Бирна.

Новая волна в американском мейнстриме

В то время как Нью-Йорк занимал центральное место в развитии американского панка и новой волны, многие из самых успешных групп нью-вейв в конце 1970-х возникли не из клубов CBGB или Max’s Kansas City.

The Cars by Richard E. Aaron (1979)
The Cars by Richard E. Aaron (1979)

The Cars, возглавляемая гитаристом и вокалистом Риком Окасеком и барабанщиком Дэвидом Робинсоном, была одной из первых нью-вейверов, которые попали в плейлисты FM-рок-радио.

С лейблом Elektra группа выпустила свой релиз The Cars (1978) и двумя песнями, которые постоянно "крутили" на основных рок-радиостанциях с конца 1978 года: "My Best Friend’s Girl" и "Just What I Needed".

The Cars были хорошо знакомы с ранними стилями рока и отсылки к ним пронизывали музыку группы, усиливая эффект обложками альбомов, напоминающими 1950-е.

The Heartbreakers by Chris Stein
The Heartbreakers by Chris Stein

Том Петти и the Heartbreakers настолько адаптировали фолк-рок Дилана и the Byrds 1960-х годов, что Роджер Макгинн из the Byrds шутил, будто впервые услышав "American Girl" с альбома Tom Petty and the Heartbreakers (1977), он подумал, что это одна из его собственных песен. Так как "новая волна" набирала популярность во второй половине 1978, Петти и компания выпустили You’re Gonna Get It с "I Need to Know".

Когда лейбл Shelter продали, группа решила заключить контракт с MCA, выпустив альбом Damn the Torpedoes (1979), который поднялся на второе место в США благодаря песням "Don’t Do Me Like That" и "Refugee", которые стали неотъемлемой частью FM-рок-радио.

С современной точки зрения, Heartbreakers не похожи на нью-вейверов. Тем не менее, в конце 1970-х годов группа считалась "новой волной" благодаря визуальной (парни часто надевали красочные костюмы и тонкие галстуки по моде нью-вейв) и звуковой составляющей (возвращение группы к корням рока 1950-х, который лежал в основе как панка, так и "новой волны").

Devo by Lynn Goldsmith (1978)
Devo by Lynn Goldsmith (1978)

Возможно, самой ироничной из всех групп "новой волны" была Devo из Огайо, возглавляемая братьями Бобом и Марком Мотерсбо. Используя костюмы, космические звуки клавишных и гитары, а также отчужденный вокал, группа приняла образ футуристических существ научно-фантастических фильмов 1950-х годов. Первый альбом группы Q: Are We Not Men? A: We Are Devo! (1978), спродюсированный Брайаном Ино, содержал механистическую кавер-версию "(I Can’t Get No) Satisfaction" и песню "Jocko Homo".


Несмотря на плохие продажи в Америке, этот альбом стал популярным в Англии, когда был выпущен в сентябре 1978 года. Группа не пользовалась коммерческим успехом в Соединенных Штатах до выхода альбома
Freedom of Choice (1980) с синглом "Whip It".

Если Devo были севером "новой волны", то группа B-52s была югом. Под лидерством солиста Фреда Шнайдера и с участием певиц Кейт Пирсон и Синди Уилсон, группа впервые проявилась в Великобритании с альбомом B-52s (1979) и песней "Rock Lobster", которая с тех пор стала тесно связанной с движением "новая волна".

Выступление в Max's в Нью-Йорке в 1978 году и на Saturday Night Live в 1980 принесло группе национальную популярность, что привело к более широкому коммерческому успеху с выпуском Wild Planet в 1980. Как и у the Cars, музыка B-52s была полна отсылок к музыке психоделии: гитарные риффы сёрф-стиля, звук электрического органа, популярного в середине 1960-х, и вокал Пирсона и Уилсон, которые играли со стереотипами гёрл-бэнда. Группа даже записала кавер-версию песни Петулы Кларк "Downtown". В качестве икон новой волны B-52s не достигали своего наибольшего успеха до конца 1980-х годов, после пути длиной в десять лет постоянных гастролей.

The Knack (photo from official website)
The Knack (photo from official website)

В конце 1970-х the Knack была еще одной популярной группой новой волны, которая использовала музыкальные стили и образы, заимствованные из истории рока. Будучи родом из Лос-Анджелеса, под руководством гитариста Дуга Фейгера группа подписала контракт с Capitol. Первый альбом Get the Knack (1979) стал хитом, вместе с синглом "My Sharona".

На передней обложке пластинки была изображена группа в образе Битлз начала 1960-х, а на задней обложке изображено подобие появление Битлз на шоу Эда Салливана. Группа носила такие же наряды в рекламных роликах и телевизионных выступлениях. Группа даже заставила лейбл Capitol вернуться к использованию того же логотипа на лейблах звукозаписи, что и в середине 1960-х годов! Всё это сработало ненадолго, так как их следующий альбом But the Little Girls Understand (1980) стал последним, поднявшимся в чартах.

Британские нью-вейверы в Америке

Помимо Sex Pistols и the Clash, большинство британских панк-групп, которые доминировали в чартах Англии, никогда не оказывали влияния в Соединенных Штатах. Однако те исполнители, которые соответствовали профилю американской новой волны, пользовались успехом.

Elvis Costello by Bob Gruen (1977)
Elvis Costello by Bob Gruen (1977)

Первым среди них был Элвис Костелло. Работал с лейблом Stiff в Великобритании, но дистрибьютором в Соединенных Штатах был Columbia. Релизы Костелло стали одними из первых "британской новой волны", вошедших в Топ-40 США в первой половине 1978 года. Хотя на альбоме "My Aim Is True" (1977) была баллада "Alison", из-за которой Костелло ста известен агрессивными и умными нападками на статус-кво. Это было особенно очевидно после его выступления на Saturday Night Live в конце 1977 года.

Его второй альбом This Year’s Model (1978), записанный с новой группой The Attractions, включал песню "Pump It Up" и сингл "Radio, Radio" (1978). Затем Элвис и The Attractions выпустили Armed Forces (1979), собрав коллекцию из трёх альбомов, которые утвердили Костелло в качестве одного из самых прославленных авторов рок-песен.


The Police также дебютировала в Америке в контексте "новой волны". Их первый альбом Outlandos d'Amour (1979) включал "Roxanne" и "Can't Stand Losing You". Первоначально обозначив сильное влияние регги в своей музыке, The Police стала хорошо известна сложной игрой на барабанах Стюарта Коупленда, литературными текстами Стинга и атмосферной гитарой Энди Саммерса.

The Police by Lynn Goldsmith (1978)
The Police by Lynn Goldsmith (1978)

Последовала серия успешных альбомов, в том числе Regatta de Blanc (1979) и Zenyatta Mondatta (1980). Хотя такие песни The Police этого периода, как "So Lonely" и "Message in a Bottle" хорошо известны в Соединенных Штатах, группа не добивалась большого успеха на рынке синглов до конца 1980 года. The Police стала одной из самых важных групп начала 1980-х.

Возвращение к истокам

Один аспект нового стиля отличает его от предшествовавшего ей хиппи-рока: группы "новой волны" были явно очарованы более ранними музыкальными стилями и визуальными образами. Таким образом, Элвис (!) Костелло носит очки в роговой оправе как у Бадди Холли, брюки с прямыми штанинами и короткие волосы (и это в эпоху клёша и волос до плеч!).

Бадди Холли by Michael Ochs Archives
Бадди Холли by Michael Ochs Archives

Обнаружить отсылки к истории рока в визуальном аспекте "новой волны" легко, но как мы можем услышать стилистические отсылки к более раннему року в самой музыке? "My Best Friend’s Girl" группы The Cars - пример, богатый ссылками стиля "новой волны" на прошлое. Обратите внимание сначала на хлопки в ладоши во время вступления, напоминающие гёрлз-бэнды начала 1960-х годов ("My Boyfriend’s Back") или ранних Битлз ("I Want to Hold Your Hand").

Гитарный ритм в стиле рокабилли, который встречается в отрывках, связывающих припевы со стихами, кажется, вдохновлен записями Карла Перкинса, Элвиса Пресли или Джина Винсента конца 1950-х. Повторяющиеся аккорды органа, которые вступают со вторым куплетом, напоминают звучание гаражной группы середины 1960-х. Вокальная подача Окасека полна вокальных "икот", которые имитируют таковые у Бадди Холли и наивную невинность многих подростков до середины 1960-х.

Связь "новой волны" с прошлыми стилями рок-музыки является ключом к пониманию того, как она отличалась от мейнстрим-рока. Рок-музыка от психоделии до конца 1970-х годов была основана на эстетике хиппи: идее о том, что рок-музыка должна брать слушателя в своего рода "трип" и использовать для этого все возможности технологий, как с точки зрения оборудования, так и инструментального и композиционного мастерства.

"Рок должен заниматься важными вопросами, а не подростковой любовью, и должен размышлять о месте человека во Вселенной". Нью-вейверы отошли от этих руководящих принципов. Они уменьшили музыкальные сложности и укоротили мелодии, вернулись к темам подростковой романтики и больше не выставляли напоказ своё музыкальное мастерство.

Музыкально-стилистические и визуальные отсылки в "новой волне" почти всегда были связаны с роком до альбома Битлз Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (т.е. до 1967 года). Стрижки, одежда, обложки альбомов, музыка и тексты песен нью-вейв, похоже, отвергают культуру и музыку хиппи. Но, отвергая настоящее хиппи, выступали ли нью-вейверы за возвращение к прошлому рока? Нет; вместо этого музыканты "новой волны" иронично ссылались на более раннюю музыку - они использовали стиль прошлого для того, чтобы подвергнуть критике настоящее и показать своё видение будущего.

Благодарю за интерес к моим статьям!

Добро пожаловать в @rocknrolltherapy, если любите рок!