Осенью 1977 года большинство поклонников мейнстрим-рока в Америке не знали ни о британском, ни об американском панке. Клуб CBGB был популярен среди некоторых людей в Нью-Йорке, но панк не присутствовал во всё более ограниченных плейлистах FM-рок-радио.
В конце 1977 и начале 1978 года Sex Pistols гастролировали по Соединенным Штатам, но вместо того, чтобы играть в рок-клубах на северо-востоке и на Западном побережье, группа гастролировала на Юге - будто специально, чтобы вызвать проблемы и спровоцировать ещё больше заголовков (что и случилось). В декабре 1977 года в шоу Saturday Night Live появился Элвис Костелло (заменив Sex Pistols, у которых были проблемы с въездом в страну), ознаменовав значительный прорыв панка в американский мейнстрим.
В середине 1970-х такие рок-журналы, как Rolling Stone, Crawdaddy и Creem широко освещали панк-рок. Панк приобрел репутацию опасного и непристойного стиля.
Для музыкального бизнеса переименование панка в нью-вейв стало решением проблемы. Новый термин "окультурил" агрессивные элементы панка, превратив его идею из абсолютного отрицания в претендующую на художественность.
Панки злились - а нью-вейверы иронизировали. Панк с досады приходил в бешенство, всё крушил и сколачивал группу. Нью-вейвер же рефлексировал, размышлял об отчуждённости, выпивал чашечку кофе и писал умную лирику.
Поскольку многие из групп CBGB имели опыт работы в области искусства, интерес индустрии к "новой волне" работал им на пользу. Blondie и Talking Heads, оба завсегдатаи CBGB, стали звёздами под этим знаменем, оставив позади Ramones и панков. Television тоже казались готовыми (как и любая другая группа клуба CBGB) добиться широкого коммерческого успеха, но Хелл покинул группу в 1975 году и её возглавил Верлейн. Подписав контракт с Elektra, дебютный альбом Marquee Moon вышел в США в первой половине 1977. Следующий альбом, Adventure, был выпущен в апреле 1978 и не особо продвинулся в Штатах.
Для Patti Smith Group всё обстояло иначе - она добилась успеха по обе стороны Атлантики с Easter (1978) и хитом "Because the Night" (в соавторстве с Брюсом Спрингстином), а затем с Wave (1979).
В начале 1978 года Blondie подписала контракт с Chrysalis, но все ещё казалось, что группу может постигнуть та же участь, что и Television - успешная в Англии и неизвестная в США. Выпущенный в феврале 1978 альбом Plastic Letters преуспел в Великобритании, отчасти благодаря хитам "Denis" и "(I’m Always Touched by Your) Presence, Dear". Но осенью того же года группа выпустила Parallel Lines (1978) с хитом "Heart of Glass", ставшим номер один по обе стороны Атлантики. За ним последовало ещё несколько синглов-хитов в Америке, в том числе "Call Me", "The Tide Is High" и "Rapture".
За несколько коротких лет Blondie прошла путь от группы, которую многие в CBGB считали наименее способной продвинуться в бизнесе, до самой успешной из всех. Более того, моделируя переход индустрии от панка к нью-вейв, музыкальный стиль каждого из синглов Blondie имел мало общего с американскими стереотипами панка. Это особенно видно в "Rapture": песня более танцевальная и даже с рэпом - что обозначает связь с растущим движением хип-хопа в Нью-Йорке в начале 80-х.
Группу Talking Heads, состоящую из студентов Школы дизайна Род-Айленда, возглавлял автор песен Дэвид Бирн. Talking Heads дебютировали в CBGB в мае 1975 года, почти сразу же получив признание в Нью-Йорке. В конце концов группа подписала контракт с Sire и выпустила Talking Heads: 77 в сентябре 1977.
Следующий альбом More Songs about Buildings and Food был выпущен летом 1978 года и пользовался умеренным успехом, хотя интерес значительно возрос, когда "Take Me to the River", написанную R&B-певцом Элом Грином и гитаристом Тини Ходжесом, выпустили как сингл в октябре. Следующие два релиза, Fear of Music (1979) и Remain in Light (1980), утвердили группу как одну из ведущих "новой волны", особенно с тех пор, как Talking Heads понравились многим музыкальным критикам, высоко оценившим интеллектуальный и художественный характер песен Бирна.
Новая волна в американском мейнстриме
В то время как Нью-Йорк занимал центральное место в развитии американского панка и новой волны, многие из самых успешных групп нью-вейв в конце 1970-х возникли не из клубов CBGB или Max’s Kansas City.
The Cars, возглавляемая гитаристом и вокалистом Риком Окасеком и барабанщиком Дэвидом Робинсоном, была одной из первых нью-вейверов, которые попали в плейлисты FM-рок-радио.
С лейблом Elektra группа выпустила свой релиз The Cars (1978) и двумя песнями, которые постоянно "крутили" на основных рок-радиостанциях с конца 1978 года: "My Best Friend’s Girl" и "Just What I Needed".
The Cars были хорошо знакомы с ранними стилями рока и отсылки к ним пронизывали музыку группы, усиливая эффект обложками альбомов, напоминающими 1950-е.
Том Петти и the Heartbreakers настолько адаптировали фолк-рок Дилана и the Byrds 1960-х годов, что Роджер Макгинн из the Byrds шутил, будто впервые услышав "American Girl" с альбома Tom Petty and the Heartbreakers (1977), он подумал, что это одна из его собственных песен. Так как "новая волна" набирала популярность во второй половине 1978, Петти и компания выпустили You’re Gonna Get It с "I Need to Know".
Когда лейбл Shelter продали, группа решила заключить контракт с MCA, выпустив альбом Damn the Torpedoes (1979), который поднялся на второе место в США благодаря песням "Don’t Do Me Like That" и "Refugee", которые стали неотъемлемой частью FM-рок-радио.
С современной точки зрения, Heartbreakers не похожи на нью-вейверов. Тем не менее, в конце 1970-х годов группа считалась "новой волной" благодаря визуальной (парни часто надевали красочные костюмы и тонкие галстуки по моде нью-вейв) и звуковой составляющей (возвращение группы к корням рока 1950-х, который лежал в основе как панка, так и "новой волны").
Возможно, самой ироничной из всех групп "новой волны" была Devo из Огайо, возглавляемая братьями Бобом и Марком Мотерсбо. Используя костюмы, космические звуки клавишных и гитары, а также отчужденный вокал, группа приняла образ футуристических существ научно-фантастических фильмов 1950-х годов. Первый альбом группы Q: Are We Not Men? A: We Are Devo! (1978), спродюсированный Брайаном Ино, содержал механистическую кавер-версию "(I Can’t Get No) Satisfaction" и песню "Jocko Homo".
Несмотря на плохие продажи в Америке, этот альбом стал популярным в Англии, когда был выпущен в сентябре 1978 года. Группа не пользовалась коммерческим успехом в Соединенных Штатах до выхода альбома Freedom of Choice (1980) с синглом "Whip It".
Если Devo были севером "новой волны", то группа B-52s была югом. Под лидерством солиста Фреда Шнайдера и с участием певиц Кейт Пирсон и Синди Уилсон, группа впервые проявилась в Великобритании с альбомом B-52s (1979) и песней "Rock Lobster", которая с тех пор стала тесно связанной с движением "новая волна".
Выступление в Max's в Нью-Йорке в 1978 году и на Saturday Night Live в 1980 принесло группе национальную популярность, что привело к более широкому коммерческому успеху с выпуском Wild Planet в 1980. Как и у the Cars, музыка B-52s была полна отсылок к музыке психоделии: гитарные риффы сёрф-стиля, звук электрического органа, популярного в середине 1960-х, и вокал Пирсона и Уилсон, которые играли со стереотипами гёрл-бэнда. Группа даже записала кавер-версию песни Петулы Кларк "Downtown". В качестве икон новой волны B-52s не достигали своего наибольшего успеха до конца 1980-х годов, после пути длиной в десять лет постоянных гастролей.
В конце 1970-х the Knack была еще одной популярной группой новой волны, которая использовала музыкальные стили и образы, заимствованные из истории рока. Будучи родом из Лос-Анджелеса, под руководством гитариста Дуга Фейгера группа подписала контракт с Capitol. Первый альбом Get the Knack (1979) стал хитом, вместе с синглом "My Sharona".
На передней обложке пластинки была изображена группа в образе Битлз начала 1960-х, а на задней обложке изображено подобие появление Битлз на шоу Эда Салливана. Группа носила такие же наряды в рекламных роликах и телевизионных выступлениях. Группа даже заставила лейбл Capitol вернуться к использованию того же логотипа на лейблах звукозаписи, что и в середине 1960-х годов! Всё это сработало ненадолго, так как их следующий альбом But the Little Girls Understand (1980) стал последним, поднявшимся в чартах.
Британские нью-вейверы в Америке
Помимо Sex Pistols и the Clash, большинство британских панк-групп, которые доминировали в чартах Англии, никогда не оказывали влияния в Соединенных Штатах. Однако те исполнители, которые соответствовали профилю американской новой волны, пользовались успехом.
Первым среди них был Элвис Костелло. Работал с лейблом Stiff в Великобритании, но дистрибьютором в Соединенных Штатах был Columbia. Релизы Костелло стали одними из первых "британской новой волны", вошедших в Топ-40 США в первой половине 1978 года. Хотя на альбоме "My Aim Is True" (1977) была баллада "Alison", из-за которой Костелло ста известен агрессивными и умными нападками на статус-кво. Это было особенно очевидно после его выступления на Saturday Night Live в конце 1977 года.
Его второй альбом This Year’s Model (1978), записанный с новой группой The Attractions, включал песню "Pump It Up" и сингл "Radio, Radio" (1978). Затем Элвис и The Attractions выпустили Armed Forces (1979), собрав коллекцию из трёх альбомов, которые утвердили Костелло в качестве одного из самых прославленных авторов рок-песен.
The Police также дебютировала в Америке в контексте "новой волны". Их первый альбом Outlandos d'Amour (1979) включал "Roxanne" и "Can't Stand Losing You". Первоначально обозначив сильное влияние регги в своей музыке, The Police стала хорошо известна сложной игрой на барабанах Стюарта Коупленда, литературными текстами Стинга и атмосферной гитарой Энди Саммерса.
Последовала серия успешных альбомов, в том числе Regatta de Blanc (1979) и Zenyatta Mondatta (1980). Хотя такие песни The Police этого периода, как "So Lonely" и "Message in a Bottle" хорошо известны в Соединенных Штатах, группа не добивалась большого успеха на рынке синглов до конца 1980 года. The Police стала одной из самых важных групп начала 1980-х.
Возвращение к истокам
Один аспект нового стиля отличает его от предшествовавшего ей хиппи-рока: группы "новой волны" были явно очарованы более ранними музыкальными стилями и визуальными образами. Таким образом, Элвис (!) Костелло носит очки в роговой оправе как у Бадди Холли, брюки с прямыми штанинами и короткие волосы (и это в эпоху клёша и волос до плеч!).
Обнаружить отсылки к истории рока в визуальном аспекте "новой волны" легко, но как мы можем услышать стилистические отсылки к более раннему року в самой музыке? "My Best Friend’s Girl" группы The Cars - пример, богатый ссылками стиля "новой волны" на прошлое. Обратите внимание сначала на хлопки в ладоши во время вступления, напоминающие гёрлз-бэнды начала 1960-х годов ("My Boyfriend’s Back") или ранних Битлз ("I Want to Hold Your Hand").
Гитарный ритм в стиле рокабилли, который встречается в отрывках, связывающих припевы со стихами, кажется, вдохновлен записями Карла Перкинса, Элвиса Пресли или Джина Винсента конца 1950-х. Повторяющиеся аккорды органа, которые вступают со вторым куплетом, напоминают звучание гаражной группы середины 1960-х. Вокальная подача Окасека полна вокальных "икот", которые имитируют таковые у Бадди Холли и наивную невинность многих подростков до середины 1960-х.
Связь "новой волны" с прошлыми стилями рок-музыки является ключом к пониманию того, как она отличалась от мейнстрим-рока. Рок-музыка от психоделии до конца 1970-х годов была основана на эстетике хиппи: идее о том, что рок-музыка должна брать слушателя в своего рода "трип" и использовать для этого все возможности технологий, как с точки зрения оборудования, так и инструментального и композиционного мастерства.
"Рок должен заниматься важными вопросами, а не подростковой любовью, и должен размышлять о месте человека во Вселенной". Нью-вейверы отошли от этих руководящих принципов. Они уменьшили музыкальные сложности и укоротили мелодии, вернулись к темам подростковой романтики и больше не выставляли напоказ своё музыкальное мастерство.
Музыкально-стилистические и визуальные отсылки в "новой волне" почти всегда были связаны с роком до альбома Битлз Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (т.е. до 1967 года). Стрижки, одежда, обложки альбомов, музыка и тексты песен нью-вейв, похоже, отвергают культуру и музыку хиппи. Но, отвергая настоящее хиппи, выступали ли нью-вейверы за возвращение к прошлому рока? Нет; вместо этого музыканты "новой волны" иронично ссылались на более раннюю музыку - они использовали стиль прошлого для того, чтобы подвергнуть критике настоящее и показать своё видение будущего.
Благодарю за интерес к моим статьям!
Добро пожаловать в @rocknrolltherapy, если любите рок!