Выкупившись из австрийского плена, венгерский король остановился в Загребе и оттуда наблюдал за перемещением захватчиков. Заметив оживление монголов в начале зимы, он отправил свою жену и сына в Далмацию, а позже и сам явился туда. Изначально Бела IV планировал укрыться в Сплите, который располагал сильными укреплениями и крупным гарнизоном. Однако из-за подозрений в возможной измене он избрал себе другое убежище неподалеку — в городе Трогир. Здесь король пробыл до марта 1242 года, когда монгольское войско начало отход из Европы.
Несмотря на разгром венгерской армии на реке Шайо и взятие Эстергома, завоевание Венгрии не могло считаться успешным, пока был жив законный правитель. На поимку Белы Батый отправил в Далмацию корпус Кадана, который должен был по дороге разорить все земли на побережье Адриатического моря. Пройдя вдоль северного берега озера Балатон, Кадан направился в Хорватию. Известие о приближении монголов спровоцировало панику среди местного населения, которое поспешило укрыться в горах и лесах.
По пути в Загреб степняки, по-видимому, встречали только слабое сопротивление. Крепость Кальник устояла, однако остальные селения в округе подверглись погрому. К тому моменту, когда Кадан достиг Загреба, он получил сведения о месте пребывания Белы. Столицу Хорватии это, впрочем, не спасло от разорения: большая часть города была разрушена до основания. Дальнейший поход по адриатическому побережью стал для монголов тяжелым испытанием. В горной местности Далмации практически отсутствовал подножный корм для лошадей. Чтобы ускорить движение своих полков, Кадан даже приказал казнить большое количество пленных венгров.
В районе Сплита и Трогира ордынцы оставался весь март 1242 года. К Сплиту монголы подходили несколько раз, но так и не решились на штурм. Узнав от местных жителей, что Бела мог укрыться в горной крепости Клис, Кадан вознамерился овладеть ею. Однако, как только выяснилось, что венгерского правителя там нет, степняки сняли осаду и двинулись в направлении Трогира. Получив известие, что монголы выступили против него, Бела сел на корабль и отплыл на безопасное расстояние от города, предпочитая наблюдать за передвижением врага с моря. Однако его беспокойство оказалось напрасным: неприятельские разведчики вскоре обнаружили, что узкая полоса земли, отделяющая крепость от материка, непроходима из-за большого количества ила. В итоге, так и не взяв ни одного города в Далмации, Кадан покинул ее и двинулся вдоль побережья на восток.
В апреле монголы смогли овладеть хорошо укрепленным Котором, но Дубровник проигнорировали. Весной и летом 1242 года их уделом были грабежи сельского населения и захваты небольших поселений. Большая часть земли, куда вошли всадники Кадана, находилась под сербским сюзеренитетом, однако никаких сведений о реакции Стефана Владислава I в источниках не сохранилось. Можно только предположить, что сербский король не осмелился противостоять захватчикам в открытом бою.
История умалчивает о том, что делал Кадан в Сербии — на его пути археологи не нашли значительных разрушений. Зато известно, что основные силы Батыя штурмом взяли Белград, расположенный к северу от линии движения Кадана. После этого обе армии объединились и ушли на территорию Болгарского царства.
Продолжение: Монголы. Вторжение в Европу: погром Болгарии и завершение Западного похода
Начало: Монголы. Рождение Великой империи
Читайте также: Война 1812 года. Глава XVIII. Наполеон в окружении под Борисовым и переправа через Березину