День воздушного флота России отмечают не только летчики. Это профессиональный праздник инженеров этой сферы, авиадиспетчеров, бортпроводников и работников многочисленной авиационной инфраструктуры. Воздушный флот изначально создавался в научно-исследовательских, а затем и в военных целях. Но очень быстро инженерные гении реализовали мечту простого человека о полетах.
Праздник не имеет фиксированной даты в календаре. В начале 80-х был издан указ, который затем обновили в России, но оставили суть без изменений: отмечать День воздушного флота в третье воскресенье августа. В этом году праздничная дата выпала на на 15 августа. Дата праздника в истории несколько раз менялась. Его предтечей называют 2 августа — День святого пророка Ильи. В начале XX века Николай II повелел чествовать воздухоплавателей 2 августа. Но позже эта дата стала Днем ВДВ. Советский военачальник Михаил Фрунзе в 1924 году перенес торжество в честь воздушного флота на 14 июля. Но продержалась дата недолго. В 1933 году Иосиф Сталин утвердил новую — 18 августа. Это было предложение командующего ВВС тех лет Якова Алксниса. Он свято верил, что нужно популяризировать среди простых людей авиацию и предложил устраивать воздушные парады в честь праздника.
Интересные факты о воздушном флоте России
Авиационные праздники в России не исчерпываются Днем воздушного флота. Например, 12 августа чествуют всех причастных к ВВС. Но по указу президента эти торжества объединяются в один день. Есть профессиональные праздники у летчиков разных структур. У МЧС — 10 мая, у Росгвардии — 3 марта, в ФСБ — 14 августа. Не забудьте про День гражданской авиации — 9 февраля.
Сегодня большинство самолетов гражданской авиации в России собраны компаниями Boeing и Airbus. Наши суда используют военные и прочие государственные структуры. Однако отечественные компании не оставляют попыток вернуть былой рынок. Последние разработки для гражданской авиации — Sukhoi Superjet 100, к которому, к сожалению, у экспертов есть много вопросов. И МС-21 — «магистральный самолет XXI века», который никак не могут запустить в серийное производства ввиду напряженных отношений с западными компаниями.
По сравнению с другими развитыми странами Россия существенно отстает по числу аэродромов, самолетов и пилотов на душу населения. Несмотря на высокие зарплаты специалистов, задействованных в летной сфере, многие уезжают работать в Азию, где предлагают еще большие деньги.
Самые известные авиационные высшие учебные заведения в России находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске и Уфе. Военно-воздушная академия одна — в Воронеже. Но у нее есть еще три филиала по стране. Есть с десяток частных авиационных учебных центров не только для пилотов, но и прочего персонала аэропортов.