К 100-летию Голода в Поволжье посвящается...
1921 - 2021
100 лет прошло, готовы ли мы переосмыслить?
Новый роман Гузель Яхиной "Эшелон на Самарканд" получился скандальным, и самое частое обвинения, которое я встречала, заключается в том, что автор очернила историю СССР, что из-за таких вот книг, "все думают, что Советский союз - это концлагерь". Наверное, не все ещё готовы спокойно говорить о чёрных страницах нашей истории. Увы, если о них молчать или делать вид, что их нет, они из нашей истории никуда не исчезнут. История Советского союза имеет немало позорных событий, и массовый голод в ходе Гражданской войны, затронувший около 35 губерний и погубивший несколько миллионов человек, как раз такое.
Роман Яхиной об этом времени, но несмотря на обилие подробно описанных кошмарных сцен, взятых из реальной истории, роман вышел ДОБРЫМ, оптимистичным!
Композиция и сюжет
Сюжет прост и незамысловат.
1923 год. Казань. Голод. Беспризорных голдетей в количестве 500 необходимо перевезти в детприемник в Самарканд, где больше еды.
Содержание как путевой лист.
7 глав, каждая имеет в названии числительное и географическое название: список основных перегонов от Казани до Самарканда, читая роман, будто бы движемся из одного пункта в другой и так до места назначения.
Повествование линейное, хронологическое. Но почти каждая глава начинается с лирического отступления.
*лирические отступления- это внесюжетный компонент повествования, заключается от авторского отступления от основного сюжета; может представлять собой что угодно: размышление, сказку, высказывание и тд
Любопытные лирические отступления в романе:
- Ретроспектива жизни основных героев: Деева и Белой;
- Смерть в образе ВШИ, которая охотится за ребёнком всю его жизнь и в итоге настигает;
- Две истории, которые Деев якобы рассказывает деду, на самом деле просто вспоминает (про шоколад и горох);
- Внутренний монолог мальчика аутиста, который остался один (кстати, монолог взят из реального источника).
Все эти отступления помогают автору расширить повествование, описать подробнее эпоху голода, рассказать подробности о персонажах.
Жанровое своеобразие
Роман
Роман-путешествие
Роман-притча
*притча - это эпический жанр литературы, изначально небольшого объёма, заключающий в себе назидательную мысль, мораль.
Особенности притчи:
- Аллегорическая (иносказательная) форма;
- Обобщение и абстракция;
- Реальная историческая канва;
- Герои собирательные, место и время условны;
- Часто связана с религией.
В XIX-ХХ веках в жанр притчи вдохнули новую жизнь, возникают новые жанры, основанные на компиляции старых: роман-притча, повесть-притча и тд
"Эшелон" - это и притча, и путешествие.
Абстрактный герой, не хороший и не плохой, "одной рукой спасает, другой - убивает", должен выполнить определённую миссию - довезти детей из точки А в точку Б. Довезти, несмотря ни на что! На пути ему встречаются разные преграды, есть задачи, которые необходимо выполнить, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО. И по законам жанра главный герой на отлично справляется с каждой проблемой, причём читатель понимает, если Деев не справится хоть с одним заданием, эшелон до Самарканда не доедет, то есть ошибка стоит 500 детских жизней. Немалая цена. Переживает ли читатель? Сомневается ли хоть раз в успехе миссии? Думаю, нет. Ведь вся история заведомо ненастоящая, абстрактная, хотя и декорации из реальной истории Поволжья: голод настоящий, голдети тоже, эвакуационные эшелоны Дзержинский действительно организовал.
Яхина в конце романа приводит целый список литературы, который она использовала при написании книги, и большинство отдельных сцен, лирические отступления, второстепенные персонажи взяты из реальных источников, все это вплетено в художественный вымысел и соединено метафорами.
Кстати, дедушка писательницы был одним из таких детей из эшелеона, который выжил благодаря советской власти, доехал до Туркестана и вырос заядлым коммунистом (ага, революцию и голод учинила не советская власть, кто-то другой).
Идейно-смысловое содержание
Если перед нами роман-притча, то основная идея должна быть назидательная. В принципе так и есть.
Основные темы, которые поднимает автор, и вытекающие из них идеи:
- Тема детства, сиротства.
- Тема голода - голод в Поволжье - это не просто дата 1921-1922 гг в учебнике по истории, это не просто отсутствие еды. Голод - это бандитизм, мародерство, каннибализм; увеличение в сотни раз сирот и брошенных детей; эпидемия страшных болезней таких, как тиф и холера; голод - это смерть нескольких миллионов людей.
- Тема добра - автор оптимистка, у неё в каждом герое есть немного добра для ребенка, даже если герои эти бандиты и убийцы. "Одной рукой спасает, другой - убивает" - так было сказано про главного героя, но эту замечательную фразу можно применить к каждому персонажу, который встречался на пути и помогал детям, хотя хорошими их никак нельзя назвать. Вот такая доброта - "шиворот-навыворот".
- Тема гуманизма, как продолжение темы доброты - почему же заядлые злодеи помогали детям? - потому что общество не может существовать, если не помогать друг другу, хотя бы время от времени, говорит Яхина. А кому помогать, если не детям, самым беззащитным и нуждающимся?
Идеи все простые, прозаичные и правильные, как и мораль.
Герои и образы
Дети - безликие, неземные, без прописанных характеров, без психологии, невинны и чисты - напрашивается одно восприятие - ангелы. Деталь - нижние белые рубашки, которые подарили кавалеристы, единственная одежда ребят, лишь подтверждает сходство образов. Имён нет, только прозвища. Дети здесь не герои, а абстрактный символ.
Основные герои - взрослые, которые обеспечивают заботу и уход за детьми.
Яхина дала беспризорным детям все то, в чем они нуждаются больше всего!! И я не о еде, тепле, одежде, крыше над головой и не о надежде на счастливое будущее - этим всем тоже одарила несчастных ребят, но это уже следствие. Я о семье.
СЕМЬЯ - вот в чем нуждается каждый ребёнок! И "эшелонские" её получили.
- Деев - отец-добытчик, любой ценой выполняющий свою миссию.
- Фатима - мама, любящая, добрая, ласковая, заботится обо всех и каждом, дарит свою безграничную беззаветную любовь (своего сына она потеряла).
- Буг - дед, фельдшер, лечит и помогает "отцу".
- Белая сестра, как и остальные помощницы, причём Белая - именно старшая сестра, которая переживает главенство, когда нет "старших".
- Мемеля - брат, повар.
Герои будто бы абстрактны, на настоящих людей не похожи, их образы сотканы их противоречий.
Деев жалостливый, мягкий, сердечный, называет себя тряпкой, но убивает не моргнув глазом, готов умереть за свое дело, не успокаивается пока не достигнет желаемого.
Красный комиссар Белая (какая ирония) одета как мужик, ведёт себя как мужик, твёрдо и безжалостно, а внешностью женщина красивая, автор часто говорит о её кудрях.
У остальных героев нет ни имён, ни фамилий, ни прозвищ, есть только названия их функций - машинист, помощник машиниста, сестра.
Образ эшелона - собирательный, включает в себе остатки былой роскоши: вагон первого класса, дорожная церковь.
Художественные приёмы
- Антитеза. Полотно романа (да как и наша жизнь, пожалуй) соткано из противоречий и противопоставлений. Герои амбивалентны, связи между героями тоже: в начале романа на фоне Белой Деев кажется бабой, а она мужиком, даже купе они выбрали такие, он - женское, она мужское. Мужское и женское.
Детприемник в бывшем дворце, дети в старых актёрский костюмах, лежачие больные на оркестровом балконе.
Тот же эшелон как напоминание об имперском времени среди голодных детей, церковь - лазарет, литургия бандитов среди холеры. Старое и новое.
Рождение телёнка, которому суждено умереть, чтобы дети выжили. Жизнь и смерть.
- Метафоры.
Смерть в образе огромной ВШИ, которая следует за ребёнком.
Деев бредет по пустыне и ищет путь, а точнее пути - рельсы.
Железная рука у начальника сыпного пункта.
- Прямая речь часто смешивается со словами автора, превращается во внутренний монолог, не всегда понятно что было произнесено героями, а что только подумали - несобственно-прямая речь.
- Все основные мысли автора читатель узнает в диалогах: либо диалог Деева и Буга, либо Деева и Белой.
Итак. На мой скромный взгляд, роман Яхиной "Эшелон" замечательный пример русской современной литературы!