Найти в Дзене

Как американский вице-адмирал маневрирующий гиперзвук перехватывал

Multi-object kill vechicle, этой штукой они хотели перехватывать сразу много боеголовок
Multi-object kill vechicle, этой штукой они хотели перехватывать сразу много боеголовок

12 августа в местечке Хантсвилль (штат Алабама) состоялся ежегодный симпозиум по космической и противоракетной обороне США. Звездой программы был руководитель агентства по противоракетной обороне США (MDA) вице-адмирал Джон Хилл.

Он рассказал, что MDA выбирает, кому бы из китов американской оборонки оставить возможность участия в конкурсе на создание нового перехватчика – Glide Phase Interceptor (GPI). Ранее предполагалось, что этот вопрос решится до конца лета, но вице-адмирал разочаровал страждущих знакомства GPI – сроки сдвинулись до конца 2021 года.

Причем, по словам Хилла, на то кто именно будет участниками конкурса, повлияет решение о выделении финансирования на программу. И если денег дадут мало – участников тоже будет немного. Надо сказать, что MDA на 2022 год запросило $136 млн – сумму по меркам американского оборонного бюджета просто крошечную.

Но интереснее другое. GPI – это новое поколение перехватчиков. Его задачей, как следует прямо из названия, является перехват гиперзвуковых целей на этапе «скольжения» - полета в верхних слоях атмосферы. Предполагается, что такие цели выполнены в виде глайдеров и, благодаря своей огромной скорости, практически «отскакивают» от слоев атмосферы, благодаря чему возрастает их дальность полета. Кроме того, специфическая аэродинамика позволяет им маневрировать не только по высоте, но по курсу.

«Типичным» (если тут можно говорить о типичности, поскольку на самом деле действующего такого оружия пока больше ни у кого нет) образцом такого оружия является наш планирующий крылатый блок (ПКБ) «Авангард».

Получается, что Хилл предлагает перехватывать именно его. И тут трудно отделаться от массы вопросов. Вице-адмирал заявил, что MDA постоянно собирает разведывательные данные о пусках гиперзвукового оружия стран-противников. И смогло их обобщить. Выбрана и наиболее подходящая стадия поражения таких целей – как раз полет в верхних слоях атмосферы. Там, дескать, такие ПКБ наиболее уязвимы.

На этом месте мне очень захотелось оказаться вблизи от вице-адмирала и уточнить – а какими средствами поражения обладают США, чтобы перехватить цель, которая движется хотя бы со скоростью 10 Махов, не говоря уже о 27 Махах «Авангарда». В числе подобных средств он назвал противоракетные системы SM-3 и SM-6, но они явно не дотягивают. Просто не хватит энергетики.

Да, обычные боевые блоки межконтинентальных ракет обычно летят в облаке ложных целей и потому для их поражения надо для начала осуществить сложнейшую задачу селекции. Вот только США не сказать, чтобы решили успешно задачу поражения таких блоков в тепличных условиях, когда никакой селекции производить не требуется. Да, они смогли уверенно поражать ББ баллистических ракет средней дальности. Но это все же несколько другие характеристики. И даже смогли в 2020 перехватить, таки, ББ МБР. Это успех, без шуток. Но у программы оказались серьезные проблемы.

И это не наветы. Если бы все было хорошо – программу Redesigned Kill Vehicle (RKV), наследующую реализованной Exoatmosferic Kill Vehicle (EKV), не закрыли бы в августе 2019 года.

Да, немногим позже Пентагон объявил, что сразу от перехвата обычных ББ перейдет к борьбе с маневрирующим гиперзвуком. Ну вот они и перешли. GPI обещают к 2028 году, Хилл оптимистично заявил, что возможно его сделают даже быстрее. Это если Конгресс все-таки даст денег. И я призываю конгрессменов не жмотиться. Интересно же, что получится у США, учитывая тот цирк, который у них возникает при создании ударного гиперзвука. Ну, как MDA будут говорить очередное «не шмогла». Поглядим.