Выбор - это возможность. Или нет. Выбор - это наказание? Выбор - это запретный плод, раз попробуешь - и остановиться потом не сможешь. Это я сейчас так думаю.
А пару лет назад я этот плод так и не вкусила. А надо было - и даже пусть меня за это изгнали бы из рая. Но разговор не об этом.
Всю жизнь меня готовили к профессии учителя английского. Им я и стала. Стала, так и не разобравшись, что это, как делается, для чего, кому нужно и нужно ли - мне.
Я приехала в Москву. Но это уже другой разговор.
Устроилась по специальности я через несколько месяцев. Почему и зачем? Потому что много чего поняла про современную обстановку вещей и про их взаимосвязь. Но это тема будущего, а мы пока в настоящем.
Иными словами, я начала работать, работаю и сейчас. Все хорошо, я все понимаю, кроме одного: кто же такой учитель? Что я делаю напротив включенной камеры ноутбука, что-то рисую на слайдах презентации, пытаюсь заинтересовать и убедить, что я заинтересована? Какая моя в этом роль? Зачем я это делаю? В чем моя важность? И так далее.
На многих тренингах, со слов разных людей я вывела для себя следующее определение: учитель - это посредник между знанием и учеником, сайт, на котором информация в формате PDF, не понятном ученику, конвертируется в WORD документ, который учащемуся нравится. Это если просто говорить. А еще есть одна китайская пословица: "Учитель только открывает двери, но войти в них ученик должен сам". Лучше и не придумаешь, такое понимание мне тоже нравится. К этому прикладывается еще пара ролей. В качестве х, то есть некой роли, которую будем описывать, возьмем матрас. Почему? Потому что хочется.
1) учитель-психологический "матрас". У бедного матраса здесь столько функций, что перья во все стороны из несчастного летят. Например: обязательно утешь ученика, однако не стань ему братом родным; посочувствуй, если подопечный твой грустит, дай совет, однако не переусердствуй, иначе твой ученик подумает, что вы с ним близки, словно друзья, а вы же не друзья; не делай акцента на статусе своем доминирующем и не пользуйся им всуе, но помни, что ученик тебе не ровня, что ниже он тебя по субординации; поприветствуй ученика, спроси, как дела его земные, но не забудь оборвать разговор неуместной фразой "Let's start our lesson...", ибо ученик твой не на сеансе у психолога и так далее...от этого всего матрасу впоследствии становится очень грустно.
2) учитель-энциклопедический "матрас". За каждый вопрос, на который ты не знаешь абсолютно правильного или исчерпывающего ответа, становится безумно стыдно. Ты начинаешь рассыпать бисер перед учеником, что обязательно поищешь и проверишь ответы, а на душе неуютно. Наверное, перед самим собой. Чувствуешь себя энциклопедией, из которой вырвали интересную страницу - то есть неполноценно. Ищешь, ищешь эту заветную страницу с какой-то красивой иллюстрацией или удачной формулировкой - и не находишь. Ее приняли за лист рекламной газеты, не просмотрели и выкинули. И все. А ты с тех пор - неполноценная энциклопедия, которую поймали на том, что в ней нет страницы.
3) учитель-подкупный "матрас". Это все-таки работа, а она выходит на первое место гораздо чаще призвания. Вроде, много работ для проверки и уроков - некомфортно, лень и напряжно, но с другой стороны...деньги. За все платят ведь. Вот и работаешь много - потому что платят больше. А после доказываешь самому себе, что на самом деле причина нагрузки- стремление к профессиональному развитию, пылающее призвание, не дающее сидеть сложа руки...доказывать можно долго, до бесконечности, только это совсем как в философском диспуте - ни к чему практическому не приведет.
Вот такой вот учитель. Матрас, подушка для ученика, чтобы ему было мягко сидеть на холодном полу неизведанной науки.
И зачем этот матрас нужен? Ведь так период адаптации к холодному полу удлиняется, становится растянутым, когда без учителя ученик привыкал бы к предмету гораздо быстрее, резче...к тому же, после того, как матрас убирается из-под ученика, все равно придется садиться на холодный пол! И во время урока - сидения на матрасе - ученик начинает злиться, что этот самый учитель что-то требует, что-то исправляет и вообще присутствует, когда все так понятно и все можно сделать и одному, без лишних псевдо-улыбок, за которыми скрывается раздражение от нескончаемых ошибок и так далее...
У учителя похожие мысли.
Но все-таки. Учитель зачем-то нужен. Хотя бы потому, что эта профессия предусмотрена и что существует уже столько веков.
Учителя начались с философов Востока и Греции. Они делились мудростью с теми, кто не побоялся последовать за новыми идеями. Иными словами, учитель - это тот, за кем можно было пойти, кто воспринимал и преподносил привычные вещи новым, собственным способом. Каждый учитель - это объектив одного и того же фотоаппарата со своими особенностями и целями. Какой выбрать - уже решает ученик. Задача же учителя - показать, что можно сделать с его помощью, какие снимки позволит сделать этот объектив. И доказать, что это хорошо.
Этот неожиданный вывод привел меня к неожиданной мысли, которая отвечает на вопрос статьи. Хотя к этой краткости шла я довольно долго.
Подытожим: учителя - объективы фотоаппарата. У каждого объектива - свои технические свойства, задачи и особенности, хотя цель они преследуют одну и ту же. Учитель на уроках показывает через свою оптику, как можно воспринимать и применять какой-то предмет, как можно решать задания наилучшим образом. Ученику не всегда комфортно с тем или иным объективом, потому что у них могут не совпадать цели или же ученику бывает трудно справиться с механикой объектива. Поэтому:
- присутствие учителя на уроке нужно для того, чтобы ученик по завершении нескольких таких уроков понял, какой объектив ему подойдет. Выбрал. Позанимался. А потом, когда надобность в объективе отпадет и ученик научится сам видеть мир так, как ему надо, без объектива и дорогой фототехники вообще, партия учителя будет сыграна.
У меня на сегодня все.