Найти тему
Киноамнезия

Как российская реклама делает из молодежи эгоцентристов

Оглавление

Скрытый смысл скрыто скрывается в, казалось бы, безобидных роликах.

Я редко смотрю телевизор, поэтому нечасто сталкиваюсь с российской рекламой. Но сколько бы я барьеров ни выстраивал, рекламные ролики всегда находят лазейку в мой мир. На этой неделе с толкнулся с очередным видео, которое ярко проиллюстрировало тренды российской рекламы – сделать из подрастающего поколения эгоцентристов.

Даже Питер Гриффен удивлен наглости российской рекламы
Даже Питер Гриффен удивлен наглости российской рекламы

Когда есть только я

Рекламный ролик одного из операторов сотовой связи на первый взгляд безобидный: девушка со смартфоном в руках бродит по съемочной площадке. Периодически она сталкивается с актерами, которые делают ей замечания. Героиня ролика, не отрывая глаз от смартфона, что-то бурчит себе под нос. Далее закадровый голос рассказывает нам о преимуществах мобильного интернета, после чего наступает апогей рекламного ролика:

-Девушка, мы здесь снимаем!
- А я здесь смотрю!

Занавес. Аплодисменты создателям рекламного ролика. Они ярко продемонстрировали зрителю, какой должна быть продвинутая молодежь: ей все равно на интересы окружающих. Нет ничего важнее, чем я. И не важно, что ты срываешь съемочный процесс, не важно, что ты создаешь неудобства, главное, что в этом месте у тебя ловит интернет, поэтому здесь и сейчас ты смотришь то, что тебе интересно. А если кого-то что-то не устраивает, то они могут перенести съемки.

Кадр из раскритикованного в соцмедиа рекламного ролика
Кадр из раскритикованного в соцмедиа рекламного ролика

Вот так незаметно боги из мира рекламы закладывают в головы мальчишек и девчонок эгоцентристские модели поведения. Напомню, эгоцентризм — это неспособность учитывать, принимать, а порой даже допускать существование точек зрения, отличных от собственной.

Им буквально пропитана наша молодежь. Уверен, хоть раз, но вы слышали от подростков: «а почему я должен уважать старших»; «а почему я должен уступать»; «а почему я должен подвинуться»; «меня все устраивает, а если вам не нравится, то сами уходите».

Зачастую эгоцентристские позиции молодежь отстаивает с помощью камер мобильных телефонов. Отсюда такая и реклама. В ТикТок можно найти видео, на которых подростки дразнят пожилых женщин фразой «я вас не обязан уважать». Не удивляетесь, почему ваши дети и внуки так себя ведут. Такой манере поведения их, в том числе, учит российская реклама. Для чего рекламщики это делают? На чувствах эгоцентристов проще играть, проще продавать ненужный или бесполезный для жизни товар.

Эрик Картман из "Южного парка" - собирательный образ российской молодежи. Фото телеканала 2X2
Эрик Картман из "Южного парка" - собирательный образ российской молодежи. Фото телеканала 2X2

Для чего вам нужны часы? Правильно, чтобы знать время. Для эгоцентристов часы оснастят бесполезными опциями и продадут их по цене маленького крабового завода. В рекламе скажут, что часы с кукушкой, которая говорит по-армянски, танцует канкан и цитирует Моргенштерна, подчеркивают индивидуальный стиль лидера. Они помогут выделиться из толпы, всегда быть в центре внимания. Обладателя таких часов все уважают, а его мнение всегда стоит над другими точками зрения. По факту, в жизни условная кукушка в часах бесполезна, но эгоцентрист полон тщеславия и поэтому купится на эту рекламную уловку.

В школе, на телевидении, в соцмедия мы только и делаем, что воспитываем лидеров. Все кругом повторяют мантру «ты лучший», «ты лидер», «ты – центр вселенной». В результате мы получили поколение лидеров с очень раздутым эго. Поэтому не стоит удивляться, что в молодежной среде культ потребления и эгоцентризма возведен в абсолют, а такие понятия как честь, достоинство и уважение стали нравственными архаизмами.

Кадр из мультфильма "Вовка в Тридевятом царстве". Фото из открытых источников
Кадр из мультфильма "Вовка в Тридевятом царстве". Фото из открытых источников

Таких лидеров хорошо охарактеризовал Вовка из «Тридевятого царства»: «Царь, а заборы красит!».

Помаши маме ручкой!

Делать из молодёжи глупых потребителей с раздутым эго выгодно власти, бизнесу. Таких людей легко купить, им проще навязать любую точку зрения, ими проще управлять. Каков заказ, такова и реклама.

Удивительно, как быстро меняются ценности, в том числе и в рекламной индустрии. Еще треть века назад - в нелюбимые для нынешней власти 90-е - реклама призывала уважать старших, ценить близких и махать маме ручкой.

Да, нам навязывали бесполезные и вредные соки, в которые нужно было просто добавить воды, а затем наблюдать, как какие-то цветные ошметки в медленном вальсе опускаются на дно трехлитровой банки. Да, нам продавали маргарин по цене хорошего сливочного масла и настоятельно рекомендовали пить напитки, на бутылках которых изображен подмигивающий Распутин.

Кадр из рекламы про солдата, которого все просили помахать маме ручкой. Фото из открытых источников
Кадр из рекламы про солдата, которого все просили помахать маме ручкой. Фото из открытых источников

Рекламная индустрия выполняла свою задачу - продавала нам что-то ненужное, но при этом делалось это мягко, по-доброму. Сегодня отовсюду веет рекламным холодом и снобизмом. При этом, как мне кажется, рекламщики и те, кто заказывает рекламу, пилят сук, на котором сидят. Без уважения, которое должно быть по умолчанию, общество обречено. И, судя по тому, что происходит в нашей стране в плоскости нравственного, мы двигаемся к этой обреченности.

Я с опасением жду наступления этих времен, пока девушка из рекламного ролика продолжает смотреть там, где ей вздумается, предвещая приход неизбежного с ароматом эгоцентризма и обреченности...

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!

Для чтива:

Моя любимая кукурука: в чём секрет народной любви к рекламе 1990-х

Советские мультфильмы: почему эти сказки не только для детей

Без показательной порки: юрист объяснил, почему пранкера Эдварда Била не стоит сажать в тюрьму