Для россиян на направлении Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород эти поезда стали уже привычными. Они спроектированы для РЖД фирмой Siemens на базе стандартной платформы Velaro, на которой были изготовлены поезда для Германии — ICE 3 (2000), Испании — Velaro E (2007), и Китая — Velaro CRH3 (2008). Для эксплуатации в России потребовалось внести ряд конструктивных изменений. Например, поезда могут работать при температуре окружающей среды минус 50 градусов, также были адаптированы под колею 1520 мм и конструктивные особенности верхнего строения пути в России тележки вагонов, был применен более высокий уровень герметизации подвагонного пространства, воздухозаборники были вынесены на крышу, ширина кузова была увеличена на 33 см, изменена форма лобовой части головного вагона и т.п. Поезда рассчитаны на конструкционную скорость 250 км/ч.
Всего для России было изготовлено 16 электропоездов. в том числе четыре ЭВС2 двойного питания (именно они ходят на Нижний Новгород) и 12 электропоездов ЭВС1, рассчитанные на постоянный ток. С 17 декабря 2009 года была начата регулярная эксплуатация электропоездов с пассажирами на маршруте Москва Санкт-Петербург, а с 30 июля 2010 года "Сапсаны" пошли на Нижний Новгород.
7 июня 2019 года РЖД заключила с фирмой Siemens и "Уральскими локомотивами" (совместное предприятие Siemens и группы "Синара") на поставку дополнительных поездов. Согласно нему к 16 имеющимся составам придет дополнительно 13 поездов "Сапсан". Общая стоимость договора 1,1 млрд. евро, включая сервисное обслуживание. Все дополнительные составы должны прийти до июля 2023 года.
Первоначально речь шла о том, что данные 13 поездов могли бы быть выпущены в России с долей локализации 10 - 20 %. В конечном итоге они будут собраны в Германии на площадке фирмы Siemens в г. Крефельд, при этом обещалось использование некоторых компонентов российского производства. Данное решение было принято совместно с РЖД для оптимизации этого проекта в целом.
В августе 2021 года в Россию поступил первый из 13 электропоездов нового контракта, выпущенный в июне текущего года состав ЭВС1-17. Таким образом, началась поставка составов из новой партии в 13 единиц. Состав ЭВС1-17 рассчитан на эксплуатацию на участках, электрифицированных постоянным током 3 кВ.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора и с сайта TrainPix.
Уважаемые коллеги, если у Вас имеются интересные фотографии и материалы по теме железных дорог или городского транспорта, Вы можете их присылать по адресу электронной почты: pantografkanal@yandex.ru - для публикации на канале.
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Электровоз 2ЭС10. Гранит
Какую железнодорожную технику «украла» Украина в Крыму
Одна из последних СР3, работавших в бывшем СССР