Найти тему
ПОД СТУК

Грузопассажирский поезд. Довольно удобный способ перевозить одновременно и грузы, и людей. Почему от них отказались?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье поговорим про грузопассажирские поезда. Из самого названия следует, что в составе этого поезда находятся как пассажирские, так и грузовые вагоны.

А что, казалось бы, хороший способ перевозить людей и какие-то грузы в какой-нибудь сельской местности, особенно если нет адекватного автомобильного сообщения. Можно и жителей возить между домом и райцентром, а также подвозить продукты и другое, по мелочи.

trainpix.org | Автор: Корчагинец | Украина, Сумская область
trainpix.org | Автор: Корчагинец | Украина, Сумская область

Кстати, первые поезда в мире как раз были грузопассажирскими. Достаточным количеством тяговых единиц (то есть локомотивами) железные дороги обеспечены не были, а поток грузов и пассажиров только набирал оборот. Поэтому даже первый в мире поезд общего пользования, был грузопассажирским, в составе которого был 21 грузовой и 12 пассажирских вагонов.

Грузопассажирские поезда ходили и в Советском Союзе. Как правило, в качестве пассажирского был общий вагон, о котором я недавно рассказывал. Особенность таких поездов - ограничение по максимальной скорости - 60 километров в час. Связано это с несопоставимостью величин тормозного нажатия у грузовых и пассажирских вагонов.

Была и ещё одна проблема, которая не позволяла пускать такие поезда на расстояния более чем 100-150 километров. Дело в том, что практически не существует грузовых поездов, которые едут из точки А в точку Б не меняя составности. То есть, у грузового поезда на промежуточных станциях производится формирование состава (отцепляют или прицепляют вагоны), а то и вовсе его роспуск. Все эти процедуры (кроме роспуска) связаны с маневровыми работами. В это время пассажиры вынуждены ждать.

trainpix.org | Автор: Kacper | Украина, Волынская область
trainpix.org | Автор: Kacper | Украина, Волынская область

Поэтому если грузопассажирские поезда и использовались, то на непродолжительных маршрутах. Там нужно было перевозить небольшое количество пассажиров (речь идёт о 3-4 общих вагонах), чтобы перевозка была более целесообразной, прицепляли ещё и несколько грузовых вагонов, которые должны были следовать в попутном направлении. Скажем, уголь или лес, возможно ещё цистерны.

Кстати, просто так сформировать состав из цистерн и пассажирских вагонов нельзя. Между цистернами с горючим и пассажирскими вагонами должны быть вагоны прикрытия. Это либо порожние вагоны, либо вагоны с нейтральным грузом (по степени опасности).

Алапаевская УЖД, экскурсионный поезд. Найдено на просторах интернета.
Алапаевская УЖД, экскурсионный поезд. Найдено на просторах интернета.

В настоящее время в России ни на одной железной дороге общего пользования грузопассажирских поездов вы не встретите. Только на каких-либо узкоколейках. Узкоколейки не отличаются протяженностью, а как я говорил - грузопассажирские поезда имеют смысл только на коротких и не загруженных маршрутах.

Те фотографии, которые были выше с ЧМЭ3 сделаны фотографами из Украины, причём не так давно. Также слышал о грузопассажирских поездах на территории Белоруссии.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Вы же не пользуетесь услугами сомнительных таксистов у вокзалов и аэропортов. А для кого они тогда стоят?
Почему машинисты не представляются пассажирам по «громкой связи», как это делают пилоты самолётов?
Ножницы на железной дороге или как «дрифтят» поезда? Из-за чего это происходит?

-4