Итак, уже сейчас по всей стране кочуют представители всевозможных PR-агентств, которые куют железо, не отходя от кассы. Выборы, горячая пора. Я решил помочь тем, кто сейчас стахановскими темпами лепит биографии своих заказчиков. Всем ведь хочется чего-то великого и славного! А где на всех зубов великих подвигов найти? Но не отчаивайтесь. С моей помощью, а точнее, с помощью одного из главных художественных гениев, мы легко научимся делать нечто «великое и славное» из самой заурядной биографии. Заказчики будут довольны.
Наша заказчица «прославилась» тем, что дала себе труд родиться в нужное время, в нужном месте и в нужной постели. Уже плюс. Потом удачно вышла замуж (хотя, если честно, её никто особо не спрашивал), родила сына, «героически» овдовела (при этом были нехорошие разговорчики), запуталась в интригах во времена взросления собственного отпрыска. Сын вырос, велел прикончить фаворита (и в общем-то что в этом удивительного?) отправил мать в ссылку, потом ненадолго помирился с ней. Но в итоге всё равно всё закончилось плохо, хотя в утешение этой «славной и героической» женщине следует сказать то, что она проиграла выдающемуся интригану. Что же здесь великого? Что можно воспеть? Да ещё не в плакатике, выпущенном в сельской типографии на средства избирательного фонда, а в эпическом цикле? Можно, если за дело берётся настоящий мастер. Все наверное уже давно догадались, что речь пойдёт о Питере Пауле Рубенсе и его «цикле Медичи», написанном в 1622-1625 по заказу французской королевы Марии Медичи, второй жены Генриха IV и матери Людовика XIII. К 1622 году она как раз примирилась с сыном и на несколько лет вернулась в Париж, пытаясь даже влиять на государственную политику. Силу и влиятельность королевы-матери и должен был подчеркнуть огромный живописный цикл из 24 картин, предназначенный для размещения в её резиденции – Люксембургском дворце.
Один из придворных королевы, оценив замысел, сказал, что 2 итальянских художника справятся с ним за 10 лет. Впрочем, добавил он, фламандец Рубенс всё сделает за 4. На самом деле, Рубенс справился даже за 3. Но главное не в темпах, хотя они тоже впечатляют. Рассмотрим некоторые полотна этого цикла
Художник с самого начала начал с размахом
Дама в синем – аллегория Флоренции. Тут всё терпимо. Юнона (с факелом в руке) передаёт ей младенца. Простим ярому католику Рубенсу некий намёк на нимб над головой заказчицы (с кем не бывает, у нас в соборах тоже в XVI-XVII веках почём зря нимбы сильным мира сего приделывали). Меня позабавил могучий старик внизу. Это аллегория реки Арно.
Сверху Меркурий (Гермес), тут всё понятно по шапочке. Тут же Орфей. Внизу – бюст Платона. А три не совсем одетые барышни слева – три грации. Вся композиция в целом должна была намекать на идеал духовный и физический (пиарщики, конспектируете?). Интересно, что лет через 50 после создания какие-то борцуны за ндравственность (ага, эти придурки существовали и в XVII веке) добились занавешивания граций тряпочками. Но, к счастью, совсем испортить великого Рубенса этот Францкомнадзор не смог. Насколько блестящим было образование Марии – сложно сказать. Впрочем, разве может сам великий Рубенс соврать.
Конечно, Генрих IV (тот самый, у которого Париж стоил мессы) кое-что сделал для укрепления королевской власти. Но одну из главных проблем решить так и не смог – деньги. Их, как всегда не хватало. Поэтому, когда король Франции овдовел, он принял решение жениться на той самой Марии Медичи, которая к тому моменту (благодаря нескольким удачным смертям) стала очень богатой невестой.
В представлении великого маэстро 47 летний Генрих тает от «чувствс» едва взглянув на портрет своей избранницы (которая была вдвое моложе). Портрет презентуют Гименей и Купидон, а Юпитер с Юноной сверху играют в «ладушки» наблюдая эту идиллию. Если бы мы не знали размера приданного, то могли бы и пустить слезинку умиления. Такова она, волшебная сила искусства.
Свадьбу сыграли во Флоренции, по доверенности. Вполне обычная практика по тем временам. Тащить будущую королеву через Альпы не стали. Так себе удовольствие. Отправили из Флоренции морем до ближайшего приличного порта – это был Марсель. Но Рубенс потому и Рубенс, что даже средиземноморский круиз смог представить как великий подвиг, завершившийся благополучно только благодаря исключительным качествам Марии Медичи (Вы уже поняли, как нужно представлять нашего дорогого кандидата «от сохи» Ивана Никитича?). Надо сказать, что это, наверное, одно из самых живописных полотен цикла.
Фигура в синем плаще с лилиями – аллегория самой Франции. Над головой у Марии Медичи – проплаченная кем-то (а что делать?) реклама аллегорическая фигура, изображающая молву и добрые вести. Дескать мы первые сообщим королю… (то ли почта, то ли новостное агентство, то ли интернет-провайдер) Но самыми эффектными конечно являются нереиды (внизу) и Посейдон. На этих-то нереидах, неоднократно цитировавшихся потом в мировом искусстве мы и поставим пока шикарное фламандское многоточие...
Продолжение - уже есть - часть 2 и часть 3
Это была «длинная история», а того, кому интересны краткие, на лету, зарисовки об искусстве, приглашаю на свой телеграмм-канал – Живописная мозаика от Владимира Меркулова - https://t.me/art_merkulov