Многими любимы прекрасные стихотворения - "Silentium!" Федора Ивановича Тютчева и "Silentium" Осипа Эмильевича Мандельштама. "Silentium" в переводе с латинского означает "молчание". Давайте перечитаем эти произведения и подумаем над важной жизненной проблемой: могут ли люди понять друг друга? способны ли слова передать важный смысл?
Ф. И. Тютчев
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь -
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими - и молчи…
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум -
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи -
Внимай их пенью - и молчи!..
1830
В философском стихотворении Тютчев передает мысль о глубине, сложности, сокровенности и невыразимости внутреннего мира человека. Поэт призывает к молчанию, так как согласно его взглядам будничное, праздное слово искажает важную мысль, форма способна уничтожить содержание. "Мысль изреченная есть ложь", - такой парадокс и афоризм мы выносим из произведения. Чтобы не обесценить, не растратить сокровенное, следует молчать, храня тишину, "жить в себе самом", наслаждаясь глубиной чувств. Ты не сможешь передать свою внутреннюю жизнь в слове при общении с другим человеком, поэтому тот не поймет, "чем ты живёшь": "Как сердцу высказать себя? // Другому как понять тебя?"
Идея необходимости молчания не нова. Достаточно вспомнить об исихазме (от древнегреческого "исихия" - "спокойствие, тишина, уединение"), молчальничестве - христианском мистическом мировоззрении, духовной практике, пришедшей из Византии. Молчальники считали, что человек должен отрешиться от внешнего, земного мира, успокоить страсти, заняться самонаблюдением - погрузиться в самого себя, чтобы постигать Божественную Сущность, созерцать Божественный Свет.
В трагедии В. Шекспира "Гамлет", произведении, знаменующем кризис этики эпохи Возрождения, также проводится мысль о тщетности, шуме, неоправданности обыденных слов. Например:
Полоний. Что вы читаете, мой принц?
Гамлет. Слова, слова, слова.
Полоний. И что говорится, принц?
Гамлет. Про кого?
Полоний. Я хочу сказать: что говорится в том, что вы читаете?
Гамлет. Клевета, сударь мой...
(Акт II, сцена 2, перевод М. Лозинского.)
Последними словами Гамлета были "Дальше - тишина".
Тютчевскую традицию продолжает поэт Серебряного века Осип Эмильевич Мандельштам.
О. Э. Мандельштам
SILENTIUM
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немОту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
1910
Афродита - древнегреческая богиня любви и красоты, рождённая около острова Кифера (Кипр) из морской пены и крови оскопленного Кроном Урана.
Черно-лазоревый сосуд - древнегреческий сосуд с черно-красной росписью.
"Пены бледная сирень" - метафора, образное выражение.
"Кристаллическая" нота - эпитет "кристаллическая" употреблен в значении "чистая", "точная".
Богиня любви и красоты в стихотворении "ещё не родилась" и предстает в первообразе моря: использовано красивое, чувственное олицетворение - "спокойно дышат моря груди". Когда богиня была частью природы, мир был целостным, слитым воедино, хранил "всего живого ненарушаемую связь". Музыка и слово ещё не отделились от гармонии мира. Причем напоминающая саму стихию, легко и естественно льющаяся музыка признана более гармоничной и близкой к природе, чем отмеченное рационализмом, продуманное, а потому более тяжелое слово.
Герой-поэт готов раствориться в первозданности природы, а потому желает, чтобы его уста приобрели "первоначальную немОту". Следует молчать, чтобы не утратить высоту и святость любви и красоты, обычные слова приведут к упрощению, искажению, профанации, так что человеку может стать стыдно за сказанное: "И, сердце, сердца устыдись, // С первоосновой жизни слито".
Такое настроение Мандельштама не случайно. В начале 20 века философы и люди искусства ощущали, что пришел кризис цивилизации. Ведь происходил казавшийся страшным переход от природы к технике, а также бурный рост городов, в которых человек был затерян в безликой толпе, одинок и подавлен. Личность все больше утрачивала связь с природными основами и индивидуальность, ощущала себя потерянной и бездомной. Отсюда желание поэта вернуться в природный космос. Только слившись с древней, несущей истину первоосновой, человек мог бы опять обрести себя.
Стихотворения Тютчева и Мандельштама великолепны, однако их элитарная философия не применима в межличностных отношениях. К чему придут люди, особенно близкие люди, если будут "молчать, скрываться таить", стыдиться один другого, не раскрывая друг перед другом сердец? Порой общение посредством слова, искусства - это всё, что у нас есть, всё, что поддерживает нас, даёт нам жизненные силы даже в самые тяжёлые времена. Всё же общение есть основа человеческого бытия. Не только друзья-собеседники, но и поэт с читателем ведут бесконечный доверительный диалог, порой преодолевая века. Результатом такого диалога становится согласие, взаимопонимание, объединение, слияние людей, преодоление ими одиночества - всё то, что мы называем любовью и дружбой.
Как раз об этом замечательное стихотворение философа и поэта Серебряного века Владимира Сергеевича Соловьева.
В. С. Соловьев
* * *
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?
1892
В заключение приведу стихотворение нашего современника поэта Василия Ивановича Казанцева (род. в 1935). Он полемизирует с Тютчевым, как будто подтверждая нашу мысль.
В. И. Казанцев
* * *
Нет, не скрывайся, не таи
И чувства, и мечты свои.
…Нет, не погаснет, не затмится
Среди теней лесных, густых –
Высоким светом озарится,
Там, в небе, блеском загорится,
Там, в небе, громом подтвердится,
Там, в небе, в высях, сила их.
Если можно, как умею, отвечу Тютчеву и я. Позволю себе такую шалость.
* * *
Скажи, откройся, не таи
Ни чувства, ни мечты свои -
Пусть из душевной глубины
Выходят: мне нужны они.
И светят, как звезды, в ночи.
Делись со мной - и не молчи.
Нам нужно высказать себя,
И я должна понять тебя.
И я пойму, чем ты живёшь,
И правду в нас с тобой найдёшь.
Изведай все мои ключи, -
Питайся ими - не молчи.
Жить в бесконечности умей,
Связав с ней мир души Твоей,
Таинственно-волшебных дум.
Не страшен им наружный шум.
Ты разгляди двух душ лучи,
Сплети в одно - и не молчи!
Ссылка на мультфильм - прочувствуйте проблему.
_________
Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!