Человек появляется на планете как существо рефлексирующее. В этом его природа. В этом его существенное [31].
Рефлексия – реалия не эволюционная (не столько эволюционная), но вселенская [31]. Рефлексия выводит человека из мира эволюционных процессов на планете Земля. Рефлексия ставит человека вровень со всем бытием (мирозданием).
Человек в себе удерживает все и вся (это проявляется уже в первые века существования человека на планете) и, соответственно, ищет подобающего себе места в бытии (мироздании). И место это – само бытие. Бытие как рефлексирующе-персонифицирующееся и себя преобразующее. Преобразующее не в малом и отвратном (в этом – миссия естественного отбора на планете), а в большем и светлом и потому беспредельном.
Рефлексия и создает предпосылку для открытия большого и светлого – предпосылку для возникновения того, что разум определяет как духовное и духовное как основание бытия (основание мироздания).
Рефлексия порождает феномен знания, знания того, как устроен мир, как он движется, к чему идет и кто ты (познающая субстанция) в этом мире. Знание о мире есть ступень к преобразованию мира и себя самого. Преобразованию такому, каковое и есть итог мира и себя, бесконечно длящийся.
Мир, или бытие, есть стремящееся к единству, к согласию с самим собою, согласию во всех своих составляющих. Согласию творческому, тому, каковое персонифицируется и в этом преумножает свои возможности и обретает способность судить и себя, и окружающее.
Судить означает сверять свое поведение с идеальным для себя, тем, что есть итог большого усилия, большого труда, заботы и растущего стремления быть достойным себя как реалии нравственной и в этом срединной во всем и вся.
Идеальное есть внутренне присущее миру (мирозданию). Идеальное есть скрепы бытия, есть его, бытия, причина и его (бесконечное) развитие (некогда это отчетливо сформулировал Платон [24]). Идеальное есть то, что полноту свою и энергию обретает в рефлексии человека, его персонификации, его стремлении удержать и реализовать в себе возможности и интенции живого бытия.
Знание как плод глубокой рефлексии поддерживает человека в его открытии себя и мира как реалий идеально-духовных. Знание вооружает человека инструментарием преобразования мира, преобразования его в его же светлых (идеальных) возможностях и интенциях.
Человек изначально обременен ответственностью нести статус существа духовного, того, о каком и писал Ж.- Ж. Руссо, – существа свободного и доброго и в этом ищущего своего счастья. Что бы ни было предписано ему, человеку, его планетарным бытием – он всегда будет двигаться к своему подлинному, или идеальному (термин и выражение Платона [24, с. 71]). Человек всегда томится переживанием неосуществленного, переживанием своего несовершенства со стороны идеального – доброго, свободного, милосердного и прочего светлого.
Человек всегда совершенствуется и стремится к преобразованию окружающего на началах добра и милосердия. И это в нем неистребимо и неизменно.
А злое, эгоистичное в человеке (среди людей)… есть ли оно? Несомненно, есть. Человек, помимо рефлексии, унаследовал от рождения и природу зверя – природу одной из форм жизни на планете Земля. Человек должен есть, пить, защищаться и отнимать жизнь у других существ, чтобы жить и давать потомство. В этом он уязвим, как всякая форма жизни на планете. В этом его карма и драма.
(Отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Новая школа". М.: А-проджект, 2020)
Об авторах
Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам теории познания, истории и теории культуры;
Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте