В начале 90-х годов небольшой сибирский городок трепетал от негодования. Кражи на дачах заметно участились. Народ активно огородничал, в магазинах с продуктами было туго. Поэтому кормились с огородов и дачных участков. Заготовки делали на всю зиму. Консервировали свой дачный урожай. Трудились на этой ниве в то время почти все. Добыча и сохранение еды были важной частью жизни.
Кто-то трудился с тяпкой в руках. А были и те, кто трудился своей смекалкой, ловкостью и наглостью.
Вот такой смекалистой и ловкой была баба Тамара. Пенсионерка, еще не старая. Было ей всего 55 лет. 5 лет она уже была на пенсии. В Сибири женщины выходили на пенсию в 50, в районах, приравненных к Крайнему Северу. И, выйдя на пенсию, она целиком посвятила себя любимому делу – торговле. Много лет Тамара торговала на рынке. Основным ее товаром был картофель. Также в летний сезон - цветы. И к основному товару Тамара всегда добавляла дополнительный ассортимент. Разнообразный ассортимент. Из того, что добывала, и что люди добрые вырастили.
С молодости работала Тамара поваром. Тамара всегда была предприимчивой. Ее цель была - вклады на сберкнижку и дом «полная чаша». Таскала сумками с работы все.
Лет за 5 до пенсии она устроилась ночным сторожем в детский сад. Бросила работу в столовых, чтобы иметь время для своей торговли. Детский сад давал небольшую зарплату. Но самое главное, Тамара там прекрасно могла отоспаться. Прекрасный крепкий семичасовой сон был обеспечен после «трудового» дня. У Тамары была дача и два огорода под картофель.
Муж Тамары работал в бригаде на лесозаготовках. Работал вахтами. Имел хороший заработок. Привозил с работы по сезону кедровые шишки и ягоды. Семья купила машину, мотоцикл с коляской, два гаража. Дача и два огорода уже упоминались. Летом на даче и огородах проводили свои отпуска. На курорты и моря не ездили.
Дочь Тамары пошла учиться в торговый техникум.
Вся семья была вовлечена в торговлю. Тамара была движущей силой и почти главой семьи. Муж был простой мужик, жену во всем слушался. Все его устраивало. Всегда вкусно накормлен, самогоночки стопку жена всегда нальет.
Тамара за словом в карман не лезла, кого угодно могла обматерить. И муж был как за каменной стеной. Возил жену на дачу и на рынок. Что скажет, то и делал. Был доволен своей жизнью и в душе гордился своей женой. На даче научил ее водить мотоцикл. Благо, дорог и улиц там много. Тамара научилась и ездила по дачному поселку присмотреть, у кого что растет. Даже расщедрилась, оплатила свои курсы и сдала на права по вождению.
Муж внезапно умер, так и не успев выйти на пенсию.
Осталась Тамара вдовой. Год погоревала. Вышла на пенсию.
Но для хозяйства нужна была мужская сила. Тамара провела ревизию знакомых мужиков-пенсионеров. Нашла среди них подобного старому мужу, немногословного и бездетного. Накормила-напоила, в дом ввела. Расписались. И отправила его Тамара на дачу. Дочь с внучкой также проживали весь летний сезон на даче. Дочь поработала в торговле, родила ребенка от друга и вышла в отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. На даче всем была дана работа. Дочь выращивала цветы, занималась закрутками и подготавливала товар для рынка. Суббота и воскресенье были торговыми днями. Тамара выходила на рынок с продукцией и до обеда торговала. Там же и покупала парное мясо для своей семьи на выходные. Курочек на питание в рабочие дни недели. Свежую сметану, творог, масло и сливки. Куриные яйца. Ну а овощей и зелени ей было не надо. Этого добра у нее было с лихвой. Вечером банька и сытный здоровый ужин.
Тамара привыкла в течение своей жизни всегда брать то, что плохо лежит. Еще со времен своей столовской работы. Была ловкой. Нагловатой и энергичной.
Летний сезон был у Тамары самый торговый, полон работы. Надо было хорошо заработать на зимнее время. А зимой она отдыхала, выходила на рынок лишь с картофелем.
Свои набеги на огороды Тамара часто совершала с раннего утра. Заводила мотоцикл, закидывала в люльку мотоцикла ведро, мешок и рюкзак. И с ветерком выезжала на промысел.
Первым делом подьехала к окраине дачного поселка. Там под березами стояли две стеклянные банки, в которые стекал березовый сок. Любитель березового сока жил неподалеку. Тамара вынула с рюкзака две крышки, закупорила обе банки и погрузила все в коляску мотоцикла. Сразу же оттуда прихватила ведро с совком и быстрым шагом подошла к другому участку. В потухшем костревище нагребла ведро золы, потом второе и третье. Все вытряхнула в мешок. Люлька наполовину заполнилась. Участок был не огороженный, почти возле леса. Хозяева недавно им только занялись. Никаких парников. Но лучок и укроп успели высадить. Ловкими движениями, сразу обеими руками, Тамара выдернула весь лук. Укроп быстро срезала ножом, давно отработанный Тамарин прием.
По дороге домой остановилась еще пару раз, так как рюкзак был еще пуст и в люльке оставалось место. Тому мужику-рыбаку, который ей пару дней назад показывал дорогу к озеру, не повезло. Тамара зашла на его участок и пошла за баню, открыла коптильню и сняла с крючков вяленую рыбку. Всю. Из рюкзака пошел аппетитный запах. Зря он успел похвастаться своим уловом. Обходя баню Тамара подрезала еще зелени. Руки были заняты и пора было домой.
За много лет Тамара хорошо знала дачный поселок, выезжала также и в другие дачные поселения, за 5 километров, за 10.
Орудовала Тамара несколько лет. Грузила свой мотоцикл всегда под завязку. Пустые поездки она не любила.
Знала, какие женщины в одиночку держат дачу. Приезжают на автобусе лишь вечерами полить помидоры. И на выходные. Польет-обработает свой урожай такая женщина. Домой уедет, а Тамара тут как тут. Зная, что хозяйка вряд ли вернется, соберет все огурцы и помидоры. Тамара не мелочилась никогда. Если участок чист, и рядом соседей нет- собирала все подчистую. Не смотрела, что надо, что нет. Методично и быстро прочищала территорию. Не металась из стороны в сторону, а поквадратно сгребала урожай.
Хоть своей картошкой было засажено у нее два участка, выкапывала она чужую с большим усердием. Молодая картошечка на рынке хорошо продается. А рядом малосольные огурчики, что дочь насолила для продажи. Она же и паковала пучки лука, петрушки и укропа.
На ягоды времени уходило больше. Тамара всегда присматривала участки где растет клубника. Продажа стаканами клубники была очень выгодна.
Малину же приходилось собирать дольше. Старалась сидеть в густых кустах, чтобы ее не было видно. И только на тех участках, где кустов было много и ягода крупная. Единственное исключение, малина, которую из-за времени приходилось все же оставлять хозяевам. «Ладно, пусть подсластят свою горькую пилюлю» - бурчала Тамара, подхватив два ведра с огурцами и сладкими перцами.
Особенно хорошо в конце октября было собирать капусту. Первые заморозки, дачники уже не ночуют на дачах. Мотоцикл загружен хрустящими кочанами. Дома муж постругает капусту, дочь заквасит. Гараж полон заготовок-закруток. Перцы, огурцы, помидоры. Короба с картошкой, морковью, редькой и свеклой. Всего и не перечислишь. Дочь в этом росла и впитала с детства, что дома должно быть все. Семья на себе не экономит.
В те годы не было на дачах двухметровых заборов и колючей проволоки. Так, где сетка-рабица, где штакетник. Проезжая по дачным улицам, было почти все, как на ладони видно. Где что растет, где теплицы-парники.
Срезала Тамара цветы, астры и георгины, у соседей. К 1 сентября букеты готовили всей семьей. Свои цветы с дачи и добытые. Тут мешкать было нельзя, день торговый только один.
Рассаживала на торговые точки перед праздничным школьным днем Тамара всех. Дочь, мужа. И сама, конечно. Любила такие удачные дни Тамара. Вечером выручку выкладывали перед ней. Купюры хрустели и монеты звенели. Тамара выделяла на бензин и другие нужды семьи. Остальное несла на свои заветные сберегательные книжки.
Дело закончилось у Тамары плохо. Поураганила на своем мотоцикле три дачных сезона. Последний сезон поставил жирную и неожиданную точку в ее судьбе.
Ранним утром рвала с кустов Тамара спелый и крупный крыжовник. Была рада: «Полезная ягода, в стакан помещается мало» -мысленно подсчитывала хорошую прибыль. Ягоды сыпались на дно ведра. Внезапно над головой закричала птица. От неожиданности Тамара резко подняла голову и глаза затмил страх. Тамара увидела висящие с дерева ноги, они болтались. Все потемнело.
Тамару нашел хозяин крыжовника. Вызвал скорую помощь.
Потом не знал что делать с этим мотоциклом. Ведро с крыжовником валялось на земле. Рядом росло дерево, на суку которого болталась новая большая кукла. Дети не оценили его подарок и забросили куклу на дерево. Шалуны. Кругом бардак...
А что Тамара? Инсульт. Долго была лежачей. Долго восстанавливалась. Но не удачно, с последствиями. За то время, пока лежала, жизнь в стране поменялась. Сбережения на пяти сберкнижках превратились в пыль. Дед-муж стал чаще выпивать. Дочь сошлась с таксистом и переехала, уже беременная, к нему.
Такая славная, налаженная жизнь, превратилась в пустое и полубедное доживание.
Чтобы не заканчивать нашу историю так грустно, вы можете прочитать мой мини-рассказ про еще одну даму, восседающую на мотоцикле «Кошка Люси мечтает работать автомехаником».
И как правильно охранять свой огород от вредителей, с фотоиллюстрациями - «Кот-охранник и полчища насекомых».