Найти в Дзене
Чадовед

Как предотвратить у ребёнка зависимость от телефона: 5 ступенек

Оглавление

Институт исследований интернета в 2018 году определил, что в России 44 % детей в возрасте 5-7 лет пользуется смартфонами. Как они влияют на неокрепшее сознание? Плохо это или хорошо?

Что делать, чтобы у чада не сформировалась телефонная зависимость? Разберёмся шаг за шагом.

Как смартфон влияет на внимательность

Девочка, занята работой, требующей внимания, сосредоточенности. А тут ежеминутно чирикает телефон сообщениями. Она пишет, что занята. Сигналы не на долго умолкают, а потом опять верещат с новой силой. Человек нервничает, не может сосредоточиться, теряет мысль. Занятие получается не эффективным.

Из смартфона можно в любой момент получить нужную информацию. Конечно, это удобно. Но человеческая память не безгранична. Наш мозг устроен так, что кратковременная память фиксирует последнюю информацию. Новые события вытесняют предыдущие. Таким образом, в долговременной памяти остаются последние сведения. Если телефон то и дело врывается в сознание, ребёнок забывает нужную информацию: прочитанное, слова учителя, просьбы родителей.

-2

Во избежание подобных ситуаций, постарайтесь

чтобы во время занятий телефон был в другой комнате или выключен;
когда вы разговариваете со своим чадом, следите за тем, чтобы его рядом не было.

Как сделать, чтобы телефоны не препятствовали приобретению опыта

В смартфонах есть много приложений, облегчающих нашу жизнь. Но при этом остаются не задействованы многие мозговые процессы. Например, все пользуются навигатором. Но без него сколько операций нужно проделать, чтобы не заблудиться:

запомнить дорогу шаг за шагом – развивается память;

  • мысленно выстроить путь – формируется когнитивная карта, развивается мышление;
  • в сложной ситуации найти выход – уверенность в себе;
  • принять самостоятельное решение – самостоятельность;
  • спросить дорогу у взрослых – коммуникабельность.
-3

В моём детстве родители создавали для меня сложные ситуации. Естественно, под наблюдением. Я очень благодарна им за это, потому что теперь не боюсь жизни. Об этом читайте в статье «Шаги к самостоятельности: опыт моего воспитания».

Следовательно, для решения проблемы

если вам нужно найти дорогу, узнать адрес объекта в городе, попросите сделать это ребёнка, но без телефона;
стимулируйте при поиске информации использование книг;
стимулируйте решение любой проблемы без использования гаджетов.

Общение с помощью смартфона

На занятии изучаем новую тему проблемным методом. У кого-то поминутно звонит телефон, отвлекая всю группу. Ребёнок, чтобы не мешать, тактично выходит из кабинета. Но при этом теряет информацию. Согласно статистике, подростки за месяц отправляют 10-20 тысяч сообщений! При этом четвёртая часть посылается во время занятий.

С одной стороны сообщения – это удобство. Я часто пользуюсь ими, когда боюсь потревожить в неурочный час. Человек ответит, когда сможет. С другой стороны, теряется эмоциональная составляющая, реакция собеседника. Смайлики могут лишь придать направление воображению для определения чувств, которые видны при личном общении. А ведь часто бывает важно не то, что сказано, а как сказано.

-4

Вторая проблема – конфиденциальность. Сообщения отправляются в расчёте, что их прочтёт только адресат. Но ребёнок сам может поделиться ими или кто-то возьмёт телефон без спроса. Это может накликать неприятности и даже серьёзные проблемы. Чтобы избежать сложностей,

стимулируйте личное общение;
следите за балансом между SMS и живым общением;
разговор о важном только лично!

Когда покупать детям смартфон

Этот вопрос решает семья с участием самого отпрыска. Главное, чтобы к этому времени дети были достаточно самостоятельны, чтобы смочь ограничить себя в использовании гаджета. Связь с чадом нужна. Но, если ребёнок ещё не в силах совладать с желанием поиграть, используйте другие средства.

-5

Конечно, детям хочется иметь его. У всех есть, и ему надо. Это не весомый аргумент. Но, если уж покупаете, пусть это будет наградой. Именно наградой за достижения, а не оплатой их. Разница в способе преподнесения. И обязательно сразу оговорите условия пользования, которые чадо должно понимать и выполнять.

Признаки зависимости

К ним относятся:

  • неумение прерывать игру;
  • агрессия, злость, если приходится это делать;
  • ограничение общения с друзьями и близкими, нежелание участвовать в жизни семьи;
  • головные боли, утомляемость, ухудшение самочувствия;
  • нарушение сна;
  • пренебрежение гигиеной.

При первых же признаках ограничьте использование телефона. Пока проблема неглубока, с ребёнком можно договариваться. Всё можно решить без слёз и крови. Если же ничего не помогает, обратитесь к психологу.

Мне интересно ваше мнение.

Напишите в комментариях, поставьте лайк. Не забудьте подписаться на канал.