К дяде Еремею мы ездили вдвоем с папой без мачехи, она им не нравилась, иногда я один, от Перми 1 начали ходить трамвайчики, а не из Мотовилихи, за грибами ходил на полигон с дядей Еремой и Леонидом, еще с Леонидом ходил рыбачить на Каму, у берега стояли плоты, для ДОЦ, рыбалка не увлекла. Дядя Еремей тоже построил дом и они выехали из барака, у дома был крытый двор с амбаром и хлевом, они держали корову, и баня, маленький огород.
Друзья по месту жительства появились зимой, после нового года, ближе к весне. Улица Обвинская и улица Зои Космодемьянской сходились у болота, как стороны треугольника, почти вплотную, крайние дома, только высоковольтная линия разделяла, а по Водопроводной улице между ними было дома четыре или 5, и пустое пространство под линией было шире.
Однажды, я возвращался один из школы на лыжах, по Каменского, проехал мимо улицы Зои и свернул на Водопроводную, она шла под углом от Космодемьянской и тут на меня налетели трое, наступили на лыжи и учинили допрос, кто, откуда, в каком классе, где живешь, так я познакомился со своими друзьями, они оказались старше кто на год, а кто на полтора и по школе так же. Саша Вавилин, Виталий Аликин и Боря Смоляков. Виталий фотографировал.
Позже узнал, что у Сашки было две сестры Зоя и Галя, старше его, Галя, года на полтора ,а Зоя еще на год и была от другой жены отца, еще к нему приходили двоюродные братья, жили около барахолки, в Новой Деревне.
На фото, справа сестры и братья Саши, крайняя Ирина, рядом не помню.
У Бориса были старший брат Юра, он уже работал, и маленькая сестра Галя, у Витальки никого не было. У сестер Сашкиных была подруга Ира, еще были Люся Алферова, жила у бабушки напротив Вити, позже они стали дружить и женились. Еще были Галя Попова, она была младше, как и Гера Горбунов, у них были братья, у Геры учился в мединституте, у Гали работал, на моей улице Нэля Чубарова.
Это был примерно один возраст, разница до 2 лет, только сестры Саши были постарше, такой большой компанией проводили время, ходили на Мулянку, в лес, играли в разные игры. Другие ребята были еще младше, у Зои была подруга Вера на нашей улице, у Миши тоже друг Степа и еще приятели, но с улиц ближе к Шпальному, все младше, к нашей компании они не присоединялись. Позже, году в 47, на пустыре, под соснами, перед жд. больницей на Водопроводной улице построили школу семилетку, смешанную, она работает и сейчас, как 2 корпус гимназии 10, и все младшие стали учиться там, а я продолжал в № 4.
После знакомства, мы стали дружить вчетвером, других одногодков не было. Виталий жил в начале Космодемьянской, Борис в конце, у болота, а Сашка, последний дом по 1 Водопроводной, дом 88, рядом с угловым домом Космодемьянской, в котором жила Люся Алферова. Не познакомились раньше пому, что Саша стали жить, как и я, только в этом году, улица Зои Космодемьянской была застроена раньше, стали обмениваться книгами, кататься на лыжах .
Борис Смоляков
Собирались на Космодемьянской, на болоте играли в кочкобол, было много кочек и мяч летал непредсказуемо, а на улице в городки, чижа, играли в чику, игра на мелкие деньги, монеты ставились в столбик, на орла, с расстояния 3-5 м. по очереди бросали свой биток, чаще это были тяжелые царские пятаки, стараясь попасть в него, биток оставался лежать для определения очередности, чем ближе к столбику, потом били броском по монетам, чтобы их перевернуть, тот кто попадал в столбик бил первым, если монета не переворачивалась, бил следующий. Нагоняли жошку, подбрасывали ногой кусочек меха с грузиком, считали, кто сколько подбросит, к меху обычно пришивали пуговицу, подбирали по весу, и другие коллективные игры уже с ребятами младше нас, их было много.
Собственно три улицы как то сдружились, вместе с девочками ходили купаться на Мулянку, через Черняевский лес, позже ходить в кино , тогда много показывали фильмов, взятых в качестве трофеев, билет стоил 2 руб. Показывали кинопередвижки в разных местах, в школе, в общежитии бывшего монастыря на Плеханова.
Фото женского монастыря, разрушенного до войны, на фундаменте собора, почти сразу после войны, построили школу, сейчас гимназия Каменских, в мое время существовали здания часовни, сейчас отреставрирована и общежитие, там показывали кино, их видно за правым зданием. Меня поправили в комментариях, что школа стоит не на фундаменте храма, а на своем и она левее.
Речка Данилиха ниже монастыря, сейчас улица Подгорная.
Еще показывали в недостроенном здании электродепо, возле тоннеля, в мостопоезде, возле камского жд.моста, еще в клубе на Заимке, около рынка, большинство из этого сейчас не существует . Мы спрашивали, где будет следующий показ и шли туда, всегда пытались пройти бесплатно, деньги были не у всех и в толкучке проходили. Смотрели "Индийскую гробницу", "Судьба солдата в Америке"," Мост Ватерлоо", "Петер"и другие. Еще во время выборов ходили по школам и в здании электродепо, с участка на участок, там были бесплатные концерты и кино.
Папа Виталия, дядя Игнат, был столяр и делал дома гардеробы и другую мебель на продажу, папа Саши, дядя Ваня, работал на заводе Дзержинского в отделе снабжения, они были более обеспеченными, но мы в то время на это не обращали внимания и дружили, одевались мы в то время одинаково, носили обноски старших, перешитые в швейных мастерских или мамами. Лучше всех учился Виталик, он был отличник, у него был фотоаппарат и он нас снимал, затем я, потом Сашка. Борис с Сашкой после 7 класса, сразу хотели идти работать, за среднее образование надо было платить,150 руб.за год. Виталик хотел окончить 10 классов и в институт, я собирался в нефтяной техникум, стать геологом, за романтикой. Я был самый начитанный, перечитал у друзей все книги, правда их было мало, брал в школьной библиотеке, приохотил Виталика, который еще занимался собирательством старинных денег, нумизматикой. Еще в 6 классе была молодая, хорошая преподаватель литературы, я с ней на уроках обсуждал прочитанное, все слушали, когда перешел в 7 класс, ее не было, она ушла в декрет и из школы. Я перечитал почти всю школьную библиотеку, еще под влиянием книг и учительницы географии, она водила классы в походы, помню Гляденовское капище, пещера с костями, возле Нижних Муллов, с 5 класса увлекся географией, придумывал разные загадки, мечтал о путешествиях, о среднем образовании и соответствующем высшем, но знал, что не получится.
Верховодил у нас Сашка, он был старше всех, научил курить, Виталик не стал и не курил никогда, хотя его отец курил, выращивал табак в огороде. Сашка таскал папиросы у отца и брали еще самосад у отца Виталика, мой папа не курил, а я научился, бросил после 45, бросал постепенно, уменьшая количество выкуренных сигарет. В школе я перепробовал все кружки и секции, их было много и бесплатно, футбол и баскетбол отпали из за очков, сбивали мячами, в гимнастике, получил трико и стал заниматься, но при упражнениях на брусьях и перекладине, очки спадывают с носа, хотя привязывал на резинку.
Стал заниматься плаванием, добился 3 разряда, так же в шахматах, Виталик Аликин играл за школу на 2 или 1 разряд и мы с ним тренировались.
Плавать ходил с Вовой Смирновым в МОТу, Молотовское авиационнотехническое училище,
Здание училища.
позже ВКИУ, в училище был единственный в Перми бассейн, 12,5 метров, там же была сауна для преподавателей, бассейн был в другом здании, общежитие, напротив училища, вход со двора, с улицы Осинская, это здание с бассейном снесли и построили новое общежитие. В училище обучались на летчиков и бортмехаников морской авиации и они ходили в морской форме.
Курсанты училища на построении, плаца, на Окулова, не было, тренировались на улице Орджоникидзе
Вова Смирнов окончил 10 классов, тогда плату за учебу уже отменили, и все это время занимался в бассейне и участвовал в городских соревнованиях и еще был в городской команде водного поло, а я закончил плавать в 7 классе, позже бассейн построили на Газета Звезда у Дома Офицеров. До революции в здании была духовная семинария.
Здание семинарии, за ней виден шпиль главного собора Перми до революции, там сейчас Пермская художественная галерея,(пока)с залом пермских богов.
Бог Саваоф.
Соборная площадь, здания галереи и музея, музея уже нет, есть храм, перестроили, галереи не будет, будет снова собор Преображения Христова.
В настоящее время вместо ВКИУ в здании куча разных организаций, кафе и магазинов, ВКИУ в другой край перевели.
Еще я хорошо бегал на лыжах, выступал на школьных соревнованиях, однажды соревнования были поздно, я в сумерках не увидел поворот и отмахал лишние километры, меня собирались уже искать.
Во время моей учебы в 6 и 7 классах, к нашей компании присоединился Игорь Жуков, раньше он был только мой друг, одноклассник,
У нашего дома, я и Игорь Жуков, его знакомая, фотографировал Виталий.
и Женя Тронин, одноклассник Виталика, они учились соответственно в 8, 9, Сашка и Борис работали уже на заводе Дзержинского, у них появились другие интересы и с нами не встречались. Мы после школы собирались у Игоря, он жил в бараке рядом со стадионом, его родители пели в хоре оперного театра, причем мама была в хоре какой то ведущей, ее портрет я видел в фойе, а еще они пели в праздники, и если не заняты в театре, в церкви, и вечерами дома их не было, а когда они уезжали с театром на гастроли, то он вообще оставался один. Во время войны, пока помещения театра были заняты Ленинградским театром, коллектив театра выступал в помещениях других театров в городе и в городах области, Игорь ездил с ними.
Вот этой компанией ходили в кино и гулять в Горьковский сад, туда пускали по билетам, мы входили через забор, в саду были летние кинотеатр и театр со сценой и в нем же была библиотека с читальным залом, это все остатки с царских времен.
Ротонда, в честь приезда императора Александра 1
Народ гулял по центральной аллее, стоял шорох от обуви, или слушали оркестр, он играл в раковине возле ротонды, или танцевали на открытой танцверанде. В саду зимой заливали почти все аллеи льдом и строили высокую горку, наравне с ротондой, катались с нее кучей, один с фанеркой и все на него, был прокат коньков и я иногда ходил без друзей, они на коньках не катались.
Пару раз после катка заходил согреться к тете Фисе (Анфисе) сестре дяди Еремея, она жила на 2 этаже двухэтажного дома у сада, угол улицы Швецова, там сейчас Пермэнерго, за их домом росли липы,
Здание Пермэнерго.
Угол Компроса и Луначарской, здание старого Пермэнерго и вход на рынок, позже на месте Пермэнерго построили дом с двухуровневым магазином "Ткани". Меня поправили с адресом, и это не угол Луначарской и Компроса, а угол улиц Куйбышева и Большевистской, здание синагоги, до революции и в наше время.
Дом с магазином "Ткани" .на Компросе. Меня поправили, это здание с кафе, на другом углу улицы, найду в своих накопителях и заменю.
раньше бывали с папой у нее, вход был с Компроса, двустворчатые двери и широкая лестница, дом или этаж когда то принадлежал ее семье.
У Игоря тоже часто был один, рассказывал, как во время войны, с папой , много раз бывал в опере и запомнил слова из арий, напевал, родители Игоря, папа был отчим, надо мной подшучивали, у них и Игоря был идеальный слух, а мне еще развивать его надо было, фальшивил, хотя и был какой то. Мама Игоря относилась ко мне почти как к сыну, звала, как Игорь, Папаша, расспрашивала о жизни, про папу, про мачеху, подкармливала.
Они часто, по карточкам, отоваривали макароны, они, как артисты, получали до 48 года, карточки 1 категории, как шахтеры, и по ним получали, а позже так покупали, у нас их не было, почему то не покупали, ели капусту и картошку. Мне почему то, все время тогда хотелось есть, видимо усиленно рос и сказалось полуголодное военное время. В принципе ели дома два раза, мясной суп утром и вечером, вторых блюд почти не было, просто каша и жарили картошку, делали пюре, когда с чем то мясным или с соленой горбушей, ее вымачивали и ели, во всех магазинах лежала, по выходным, а так обедов не было, все на работе, перекус на ходу.
После кражи в 50 году патефона, у нас осталось штук 5 пластинок Утесова, лежали отдельно, я отдал их им, в знак благодарности.