Они должны иметь веру во Христа
Супруг госпожи С. страдал серьезной болезнью сердца. Его артерии были закупорены на 90%. Врачи не давали ему надежды на жизнь. Предлагали сделать операцию, однако без гарантии, что он не умрет во время нее. Состояние его супруги было отчаянное: она не знала, что предпринять. Операцию не делали, и они вынуждены были со дня на день ожидать смерти. Операция могла привести к роковому исходу. Тогда добрый и благочестивый врач, благоговевший перед старцем, предложил госпоже С. обратиться к нему и попросить помощи.
Госпожа С. позвонила по телефону и с плачем и многою болью рассказала мне о своей проблеме, попросив меня сходить к старцу и рассказать, в свою очередь, о их трудном положении. Также просила меня не забыть спросить его, нужно ли делать операцию или нет. Я поспешил в келию старца и передал ему все, что сказала госпожа С.
Тот тогда говорит:
— Что вы меня вмешиваете? Это их личное дело. Они должны видеть, имеют ли веру во Христа. Ибо Христос, когда жил, как раз об этом спрашивал приходивших к Нему и просивших помощи: «Веруете ли, что могу сотворить сие?» И если у них была большая вера, тогда Он отвечал им: «Велия вера твоя, буди тебе, яко-же хощеши». Скажи это госпоже С. Еще, по моему мнению, пусть она посоветуется с хорошим врачом, и что он решит относительно операции, пусть она то и сделает, чтобы не искушал ее помысел, что она сама приняла решение и взяла ответственность. Я только одно могу сделать: помолиться и зажечь лампадку Богородице, чтобы Она помогла ему. Ты, однако, скажи ей, что большую роль будет играть вера, какую та проявит.
Так сказал мне старец, и я передал все госпоже С., которая меня поблагодарила за посредничество. Трудно описать духовное состояние ее в тот период. Но, главное, насколько она была благоговейна, благодарна и не доверялась своей вере — имея доверие к старцу, что он будет молиться и возжжет лампаду, верила в дерзновение его. Супруг ее сегодня здоров, и сами они проповедуют чудо, произошедшее с ними по молитвам избранного сосуда Божиего, старца Паисия.
На вопрос, является ли болезнь крестом, старец ответил: «Когда во время болезни приходит славословие, все меняется».
Если мы не молимся за больного, то болезнь развивается. Бог предвидит будущее. Если человек, за которого мы молимся, стремится стать лучше, тогда и Бог поможет совершить доброе. А если Бог увидит, что позже человек уклонится и не будет помогать своим детям, тогда Он заберет этого человека. Итак, если мы не молимся, то болезнь развивается.
Когда кто-нибудь болеет, тогда он может понять боль другого. Бог дает нам болезнь, чтобы мы расплачивались и копили себе сокровища.
Не принимаю лекарства не потому, что пренебрегаю ими, но потому, что хорошо понял, что одним лекарством затыкаешь одну дыру и одновременно открываешь для другого лекарства следующую. Так имеешь постоянную работу без окончания.
Христос видит состояние нашего здоровья, и, поскольку Он есть наилучший Врач, мы должны иметь к Нему абсолютное доверие, ибо если это к нашей пользе, Он будет действовать и исцелит нас.
Когда у кого рак или какая-либо серьезная проблема, не терпящая отлагательства — и несмотря на это человек не замыкается в себе, но просит Бога за других, тогда и Бог «подвигается»! Тогда в любом случае у человека есть «повод» сказать Христу: «Вот, я для себя не прошу ничего, но молю Тебя, помоги другим». И Бог помогает.
Когда душа живет невнимательно, то она бывает постоянно битком набита нечистыми и лукавыми помыслами, у человека начинаются психологические проблемы, одна серьезнее другой. Некоторые из нас находятся в этом состоянии, не замечая его, и потому не решаются исповедать духовнику со смирением падение свое, но следуют мирскому обычаю и идут к психиатрам. Те дают им таблетки, не для того, однако, чтобы решить проблемы, их занимающие, но для того, чтобы они их на время забыли. Однако это неправильный подход, ибо проблема остается и, когда прекратятся таблетки, вновь будет мучить человека.
Поэтому единственное решение — прочувствовать наше состояние, исповедаться духовнику и делать смиренно то, что он нам скажет.
Когда кто-нибудь (например, монах) болеет и не хочет переносить болезнь с терпением, но просит Бога сделать его здравым, тот теряет награду за терпение. Ему Бог скажет: хорошо остальные, ну а ты разве не знаешь (не просил ли быть здравым)? Будем испытаны и за такое.
У одного монаха был тяжело болен брат, и пришел он к старцу поделиться с ним своей болью. Старец тогда сказал ему:
— Передай, пусть исповедуется, причастится, пусть войдет сознательно в Церковь и примет вскоре лучшее.
Когда кто-либо обладаем диаволом или ему сделали порчу, не следует водить его из церкви в церковь. Пусть найдут просвещенного духовника, который по благодати Божией откроет причину, по которой человек этот стал во власти лукавого, и когда скажет, чего хочет Бог, пусть делают для его пользы.
Однажды, когда я был в Суроти, ко мне привели девушку с чрезвычайно большой грудью, и родители возили ее к духовникам, и над ней читали заклинания против бесов.
Однако я увидел, что какая-то железа выделяла гормоны ненормально, создавая такую проблему. Тогда я послал ее к хорошему эндокринологу.
Сразу же при правильном лечении железа заработала нормально, и сейчас она здорова.
Беременная женщина должна остерегаться и не смотреть телевизор, потому что он испускает лучи, которые создают серьезные проблемы для ее здоровья.
Иисус сладок и для того, кто в горечи своего страдания обопрется на Христа горькое превращается в сладкий сироп.
Сладкую жизнь чувствуют не те, кто радуется мирскому, но те, кто живет духовно и принимает горечь с радостью, как лекарственные травы для здоровья своей души, и питается только для поддержания своего тела.
Человек, смиренно терпящий прегрешение ближнего, имеет большую любовь, чем тот, кто несет тяжелую суму своего попутчика.
Когда с тобой поступают несправедливо, не говори: «Да взыщет это Бог», — потому что тогда ты невольно проклинаешь себя.
Бог попускает искушения, чтобы скорбями и рыданиями очистить от грязи и сделать непорочной нашу душу и чтобы мы для своего спасения были вынуждены прибегать к Богу.
Удары необходимы для спасения нашей души, потому что они очищают душу. Чем больше бьешь и трешь одежду, тем чище она становится. Так и осьминогов с каракатицами ударами делают мягче и очищают от черной жидкости.
Прими несправедливость с радостью, когда она для тебя душевно не вредна. Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в этой жизни, ибо права праведного хранит Христос в небесной жизни.
Мы часто видим грешащего человека. Он, конечно, и вправду огорчается, кается, переживает скорбь, исповедуется и получает Божественное утешение. Но если он не чувствует этого утешения, он должен понять, что его искушает нечто внутри него самого. Его искушает помысел, надо пойти и сказать о нем, и тогда придет утешение. То же происходит и когда он проявляет участие к скорбям какого-нибудь брата, который страдает. Он творит молитву, оказывает помощь, и Бог помогает ему.
Старец написал одному знакомому: «Я от тебя хочу только одного: чтобы ты вверил Богу то, что с человеческой точки зрения трудноисполнимо, и ты избавишься от горя и страданий. Доверие же Богу выражается в непрестанной молитве. Тогда будешь иметь и внутренний, и внешний покой».
Без терпения ничего не бывает. Некоторые в своем нетерпении похожи на человека, который хочет, едва посадив виноградник, на следующий день пить вино. Это, конечно, невозможно. Тот, кто не имеет терпения, много мучается. Мороз ему кажется вдвойне морозом, а жара вдвойне жарой. Как солдат, которому кажется, что последний месяц его службы длиннее всей службы. Во всем необходимо большое терпение, а особенно — в вещах духовных.
Людей, которые умеют переносить несчастье, немного. Большинство страдает, потому что не понимает глубокого смысла жизни. Когда этот глубокий жизненный смысл становится понятным, то все дела устраиваются правильно.
Скорби очищают человека. Нет ничего более высокого. Важна и молитва «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Блаженный отец Тихон говорил, что «Господи, Иисусе Христе...» — это сто драхм, а «Слава Тебе, Боже» — тысяча драхм.
Он имел в виду, что «Слава Тебе, Боже» имеет большее достоинство. Если первое — это необходимость, которую чувствует человек и волей-неволей должен просить, то вторая — это подвиг: человек терпит и благодарит Бога!
Бог попускает некоторым пострадать без вины, чтобы дать возможность и бессовестным очнуться.
Те, кто терпит без вины, могут стать самыми любимыми чадами Божиими. Я верю, что в раю Бог скажет им: «Выбирайте лучшее место». Поэтому, когда мы ищем только своего, мы теряем все. Мы теряем и покой, теряем и награду на Небесах.
Многие мирские люди не ждут справедливости в иной жизни и негодуют из-за несправедливостей и испытаний, которые с ними случаются в этой жизни. О них старец сказал: «Нам надо укреплять веру этих людей. Если их не укреплять в вере, все их будет мучить. С атрофированной верой они будут негодовать по любому поводу».
Когда кого обижают, он должен смотреть на обидчика как на своего благодетеля, потому что тот собирает ему сокровище в будущей жизни. Бог все знает. Он видит дальше и желает, как добрый Отец, чтобы человек был рядом с Ним в раю. Каждому Он посылает то, что ему поможет достичь рая. Это может быть испытание, потеря близкого, тяжкая болезнь, лишения или же что-то другое. Только надо, чтобы человек это понял и не огорчался. Иначе он теряет часть из своей награды.
Как сено и огонь нельзя найти в одном месте, так не могут находиться в одной душе вместе Божественная правда и правосудие. Кто доверяется во всем Божественной правде, не смущается, когда бывает неоправдан, и не ищет оправдания в деле, за которое был осужден, но принимает как истинные ложные обвинения и не стремится убеждать людей, что был оклеветан, но просит прощения.
Святые терпели обвинения в прелюбодеянии, хотя ненавидели и презирали это зло, и воспринимали последствия этого греха. И все это переносили, твердо веруя в Божественную правду, то есть, если и обвинялись в неправде, верили, что она (Божественная правда) не ошибается и не забывает, но в свое время Божественно оправдает.
Монах должен творить Божественную правду: и келию свою отдать, если придется, и все, что в ней. Но если кто-то глава семьи, тогда меня не успокаивает то, что он творит эту Божественную правду, так как это может стать причиной скорби других членов семьи. Только когда согласятся все члены семьи, тогда могут творить ее вместе. Ибо если ты монах, то можешь и дом свой отдать, и ходить сам в одном подряснике, вообще можешь согласиться и терпеть всякое лишение и неправду. Но когда зависят от тебя другие, тогда ты не вправе один осуществлять Божественную правду, в то время как остальные ропщут, страдают и возмущаются!
Когда бывает «теснота», тогда очень много нужно просить Бога вмешаться. Ибо если не вмешается теперь, когда же вмешается?
Кто в возникших проблемах терпит и просит у Бога решения их, видит, что Он дает наилучшие решения. Сегодня, к сожалению, мы все полны нестроения. Совсем не любим терпения. Однако же Христос уверял, что только терпящие наследуют Царствие Небесное (Те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8, 15); Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13); Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19)).
Вместо того чтобы платить «врачу», который делает нам «уколы» (например, родственному лицу или сотруднику, которому Бог попустил создавать нам проблемы для испытания нашему в терпении и смирении), мы возражаем и сопротивляемся лечению.
Бог не хочет, чтобы мучилось создание Его. Даются, однако, искушения для усовершенствования. Когда усовершенствуется человек, тогда прекращаются и искушения.
Мы, христиане, должны любить скорби и не домогаться освобождения от них, ибо скорби — необходимое средство к совершенствованию.
Когда люди возводят на нас напраслину — нам нужно радоваться! Ибо тогда нас покрывает правда Божия, которая несравненно выше, чем правда людская. Или человеческую правду нужно искать, или с терпением дожидаться правды Божией. Нужно, однако, остерегаться самим добиваться того, чтобы нас обижали, потому что тогда впадаем в другую крайность, в неправду (что говорит об отсутствии любви).
Когда нас обижают и мы не сопротивляемся, но терпим, надеясь на правду Божию, тогда, по сути, бываем облагодетельствованы. Такую пользу получим не только мы, но ее обретут позднее и дети наши, как благодеяние. Противоположное случается, когда нас проклинают и это проклятие — обоснованное.
Приходят многие и просят меня помолиться за больного родственника. И я молюсь и переживаю, движимый любовью к просящему, ибо вижу, что он болеет за своего ребенка или за жену свою и страдает. И тем заставляет меня сочувствовать, и я делаю его боль своею болью. Но иной раз меня разочаровывают, и не расположено мое сердце молиться за них. Приведу пример.
Пришел однажды начальник гимназии, пенсионер, и сказал:
— Геронта, у моей жены рак, и врачи говорят, что требуется операция. Но они не знают, принесет ли она положительный результат. Поэтому пришел к вам, чтобы вы сказали, какое «извещение» имеете: будет ли жить или умрет? Мне сказали, что операция будет стоить два миллиона. И если будет жить, хорошо, если же нет, не хочу давать напрасно деньги, потому что я потом буду испытывать трудности и не смогу «устроить свою жизнь»!
Один отец-мирянин пришел к старцу с жалобой, что дети обижают его без причины. Старец постарался убедить его, что следует посмотреть на дело духовно:
— Благословенный, тебе это наука, что примешь свыше (после смерти).
Древние отцы имели постоянно в уме смерть, поэтому, куда бы ни приходили на жительство, первое, что делали, рыли могилу. Сегодня, кто едва разобьет нос, принимает помысел, не следует ли сходить сделать обследование.
Бог всегда воздаст по правде!
Благочестивый отец многодетной семьи часто подвергался многим несправедливостям со стороны сослуживцев, но, будучи очень добрым, все терпел без ропота и укоренил. Старец, зная его положение, сказал:
— Ты так и делай! Терпи! И знай, что Бог в конце концов всегда воздаст по правде! И если порой по какой-либо причине Божественный Его Промысел судит, что не нужно воздавать, тогда будь уверен, что наверняка воздаст твоим детям, и даже во сто крат.
Когда в искушениях, в трудных обстояниях кто проявляет терпение, тогда Бог находит для него наилучшие решения. Поэтому нужно во всем оказывать послушание и смиряться. То есть терпеть все, желая лишь, чтобы действовала благодать Божия. По этой причине мы терпим и ничего не предпринимаем, предоставляя действовать Богу.
Старец всегда подчеркивал, что когда мы бываем обижены и даже порой публично и непристойно, — да не прибегаем к человеческим средствам, чтобы отстоять свое достоинство. Он хотел, чтобы мы всегда претерпевали эти состояния и не стремились освободиться от них или избегать их. Призывал, чтобы мы глубоко прониклись смыслом слова «терпение», то есть пребывали добровольно в обстоятельствах и желали всей душой, чтобы действовала благодать Христова с пользой для нас, потому что так достигается очищение души и созидается новый человек.
Терпением вашим спасайте души ваши, и только претерпевший до конца спасется, — повторял он и не переставал уверять, что тот, кто в трудных состояниях, находящих на нас, терпит, имея смиренномудрие, и молится о действии благодати Христовой, тот истинно верует Христу и доказывает на деле, что возложил всю надежду на Него.
Тогда и в этой жизни он будет оправдан и получит дары сторицей, и жизнь вечную наверняка наследует. Однако, если не будет смиренно терпеть, а захочет взять дело «в свои руки», тогда еще более запутается в искушениях, потому что не вник в смысл их.
Некоторые страдают, но Бог не уничижит сердце, имеющее смиренное расположение. Где есть такое расположение, Бог не оставит, немедля помогает.
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!