Найти тему
Норвик Банк

Как крыло от самолета

Когда хотят сказать, что что-то очень дорого, то говорят «стоит как чугунный мост» или «как крыло от самолета». Неизвестно, есть ли такое выражение в американском английском, но идея, видимо, носилась в воздухе.

Облик нового дома пришел известному архитектору Дэвиду Хертцу как раз в самолете. Он обдумывал концепцию для очередного заказа, дома, который должен был быть построен в подножия гор Санта-Моника, к северо-западу от города Малибу, в Калифорнии. Заказчица хотела нечто легкое с плавными очертаниями. А главное, чего хотел архитектор – не испортить великолепный вид из окон на горы, «перечеркнув» его какими-нибудь стенами.

Идею подарил взгляд в иллюминатор: гибкое, изящное и невероятно прочное крыло самолета, которое крепится к фюзеляжу всего одной стороной. Если эту конструкцию повторить при строительстве дома, получится удивительный эффект плавающей в воздухе изящно изогнутой крыши с минимумом стен и огромными панорамными окнами. Но спроектировать, построить и испытать такую конструкцию будет столь же непросто, как поднять в воздух новый самолет. Для этого потребуются годы расчетов и материалы, которые вообще раньше никто не применял в строительстве.

И тогда Хертцу пришла в голову мысль, столь же дерзкая, сколь и логичная: а зачем рассчитывать и строить крышу как крыло, если можно просто взять уже готовое крыло? Архитектор просчитал габариты участка и обложился справочниками по авиации, чтобы подобрать самый выгодный вариант. Оказалось, что идеальный выбор – это крылья от Боинга-747-100. Каждое по габаритам само по себе тянет на отдельную крышу, 14 метров в ширину у корня и 38 метров по длинной стороне. А ведь еще у самолета есть пара горизонтальных стабилизаторов, которые тоже можно пустить в дело. Тем более, что Хертц всегда был сторонником эко-архитектуры и использование уже готовых компонентов от списанного самолета было бы уникальным примером того, как бывший металлолом обретает новое применение.

-2

Архитектор убедил заказчицу купить с авиационной свалки списанный Боинг-747-100 1970 года выпуска, с которого сняли все, что только можно было снять. Покупка обошлась в $30000, по весу, как металлолом (новый Боинг-747 сегодня может стоить больше $300 миллионов, в зависимости от комплектации). Самолет аккуратно разрезали на составные части, отмыли от остатков топлива и ядовитых технических жидкостей и подготовили к перевозке. Чтобы транспортировать громадные детали, каждое крыло весит больше 9 тонн, наняли специальный трейлер и договорились с дорожной полицией, чтобы они сопровождали груз, ради которого пришлось по ночам ограничивать движение на нескольких шоссе. Крылья и стабилизаторы довезли до ближайшего аэропорта, а затем их с помощью тяжелого грузового вертолета за два часа работы по одному перевезли на место стройки.

-3

На месте крылья поставили на специально изготовленные колонны из нержавеющей стали, которые поддерживают их в тех же точках, где раньше висели двигатели. В результате получилась легкая, очень прочная и долговечная крыша. Даже с учетом покупки, разделки и транспортировки списанного авиалайнера (один только грузовой вертолет обошелся в $8000 в час) это оказалось все равно в несколько раз дешевле, чем спроектировать и изготовить такую же крышу из обычных материалов.

-4

Колонны и составляют основную силовую структуру дома, на которую приходится весь вес крылатой крыши. Больше никаких опор нет. Стен в привычном смысле у дома тоже нет, только внутренние перегородки. Вместо стен – сплошные панели из толстого конструкционного стекла, которые не мешают наслаждаться видом вокруг и заодно позволяют экономить на освещении. Основной дом состоит из двух строений, соединённых трехуровневым переходом. Верхнее строение накрыто правым крылом, а стабилизаторы стали крышей для спальни и для ванной комнаты. Левое крыло служит крышей для нижнего строения с открытой террасой.

-5

Дом снабжен сразу несколькими автономными системами. Во-первых, 8-киловаттные солнечные панели, которые обеспечивают освещение ночью и энергию для всех домовых систем. Во-вторых, солнечные радиаторы для подогрева воды, и она же служит как автономная отопительная система, отдавая накопленное тепло ночью. Это не только сохраняет местную экологию, но еще и сокращает владельцам счета за электричество.

Сам по себе «крылатый дом» было завершен в 2011 году. Но Хертц не стал останавливаться на этом и спроектировал еще несколько вспомогательных строений вокруг него с использованием все того же старого авиалайнера. Студия использует 15-метровый кусок верхней части фюзеляжа, а оставшаяся верхняя часть и бывший салон первого класса стали крышей для гостевого дома. Нижняя часть фюзеляжа, бывший грузовой отсек, станет крышей подсобки, а носовая оконечность превратилась в купол для медитаций, 8 метров в диаметре и 14 метров в высоту, в котором бывшие окна в кабине стали световыми окнами в крыше.

Так бывший самолет получил вторую жизнь и прочно обосновался в мировом каталоге самых передовых и необычных домов.

ПАО «Норвик Банк». Лицензия №ЦБ РФ №902 от 17.07.2015.