Найти в Дзене
language_enthusiast

Про низкую мотивацию, фрустрацию и прокрастинацию в изучении языков

Оглавление

Честно говоря, мне кажется, вопросам мотивации уделяется слишком много внимания и со стороны учителей, и со стороны учеников. Вроде бы это как волшебная пилюля – поднимешь человеку мотивацию, и сразу он в потоке оказался и горы готов свернуть. Но как-то это плохо соотносится с реальностью, на мой взгляд.

Photo by Xan Griffin on Unsplash
Photo by Xan Griffin on Unsplash

Возможно, это связано с распространением всяких тренингов, где людей этой самой мотивацией накачивают, и они потом ходят возбужденные, довольные и оставляют отзывы о великолепнейших программах. А другие потом читают про эти программы и отзывы на них и думают, что все дело в мотивации.

Но что происходит с участниками этих тренингов спустя какое-то время? Как долго сохраняется эта мотивация? Ведь это неестественное состояние организма – пребывать в гипервозбуждении и гипердействии. За возбуждением следуют процессы торможения (привет, медлительность, лень и грусть), но память об эйфории сохраняется. И вот так вот люди подсаживаются на тренинги и мотивационных спикеров. Ходят за ними с надеждой снова войти в то самое состояние, где все само делается и напрягаться не надо.

И с английским так бывает. Приходит студент – надо учить, но мотивации нет, сделайте со мной что-нибудь, чтоб захотелось заниматься. И вроде намерение есть – пришел же, время нашел и деньги принес, но дальше вроде как преподу надо найти подход, увлечь, завлечь и вдохновить. Кто-то, может, в этом видит свою миссию, но я такое не очень понимаю.

Может, мне сложно понять мучения студентов, потому что мою интровертированную натуру, как правило, направляет внутренняя мотивация – мне интересно или нужно, я делаю. Без всяких там внешних кнутов и пряников. Меня дико раздражают всякие элементы геймификации в приложениях, как и любые попытки повлиять на мои действия со стороны других. Лучше бы материал хороший дали, чем значками всякими закидывать, с другими меня сравнивать и выливать на меня позитив, которому я не очень верю.

Но даже учитывая, что, понятное дело, не все такие внутренне мотивированные, я все равно думаю, что на мотивацию часто смотрят тогда, когда дело не совсем в ней. В чем же тогда?

Рутина, дисциплина, привычки

Начну с самого банального и скучного – нет дисциплины и умения учиться (у взрослых особенно с этим часто беда). Наверно, так бывает, что что-то зажигает, и прямо делаешь-делаешь это без конца и без всяких задних мыслей. Такими историями и интернет пестрит, и в английских учебниках они не заканчиваются (чтоб позитивнее студентам было, что ли?), но живых примеров я пока не встречала. Чаще бывает – зажегся, поделал и бросил. И на новый круг.

Может быть, можно так зажечься с чем-то попроще, где результаты видны более-менее быстро. Какое-то рукоделие, создание сайтов, может. Но если подумать про языки, музыку, спорт и другие сложные дисциплины, освоение которых занимает годы (если хочется иметь высокий уровень) – никакого потока не хватит. Это много регулярных занятий на протяжении длительного времени.

Можно, конечно, подумать, что если записываешься на курс и регулярно его посещаешь, то дисциплина есть. В некотором плане – да. Но может и оказаться так, что без этих курсов человек не в состоянии себя организовать. А это значит, что за поддержание внешней дисциплины придется все время платить.

А потом, на курсе, например, отводится 144 академа на освоение одного уровня. Но это не включает в себя выполнение домашних заданий для закрепления материала, развития экстенсивных навыков чтения и понимания речи на слух (то есть там, где много языка и надо долго сосредотачиваться – статьи, книги, фильмы, подкасты). Потому что читать статью в учебнике 5 минут или читать новости/ журналы/ книги/ профессиональную литературу на протяжении часа – это про разные навыки. Или понимать трехминутное аудирование на курсе и понимать полуторачасовой фильм в оригинале. Далеко не все можно сделать с курсами и учителями.

Так что иногда вместо поисков вдохновения и мотивации стоит просто придумать себе систему привычек, которые помогут язык осваивать, и их тренировать, пока не улягутся. Да, может, звучит не так увлекательно, но это работает и вовсе не обязательно забирает удовольствие от процесса. Даже наоборот. Вместо того, чтобы ходить и маяться, просто садишься и погружаешься во что-то интересное.

Прокрастинация

Бывает, что вроде и хочется заниматься, и мотивация есть, и привычки формируются, но ходишь кругами и прокрастинируешь. И кажется, что, если бы мотивация была посильнее, наконец бы сел и все сделал. И ищешь опять, где бы ее взять.

А может и не надо тогда сейчас английский учить в том объеме, до которого прокрастинация не дает добраться? У нас ведь очень умное тело, в котором живет до 90% бессознательного нашей психики. Оно знает про нас гораздо больше, чем мы сами. Это только кажется, что мы понимаем и контролируем, что происходит, но исследования показывают иначе.

В последнее время говорят о двух системах – бессознательной/ интуитивной/ автоматической/ быстром мышлении и сознательной/ произвольной/ медленном мышлении (терминология зависит от авторов). И вот последняя часто сравнивается с директором огромного предприятия – до сознания доходят только самые важные новости, а огромное количество процессов протекает без его ведома.

Так и про прокрастинацию говорят – это сигнал о том, что психике нужны ресурсы в другом месте, и ей сейчас не до изучения английского. И мне кажется, это очень важная идея (больше про нее можно найти у трансактных аналитиков). Потому что вместо того, чтобы корить себя и заставлять что-то делать, можно прислушаться к себе, обратить внимание на другие процессы, поработать с ними и в итоге улучшить качество жизни. А английский придет потом сам, когда под него освободятся ресурсы. И будет радовать.

Если же на изучение языка ресурсы все-таки есть и постепенно выстраивается рутина занятий, но мотивация все равно какая-то не очень, можно посмотреть на другие факторы. Их, скорее всего, поправить будет много проще, чем первые два вышеописанные.

Цели

Иногда программа и выбранный способ обучения не соответствует целям. Или цели не поставлены. Или они слишком амбициозные и малореалистичные. Часто это становится понятно далеко не сразу, а только после того, как ученики выходят за рамки занятий и начинают применять знания на практике. И оказывается, что учили они не то, что им нужно. Или негде применять то, что выучили (как часто случается со студентами на уровне Advanced).

Например, хочется улучшить английский, потому что есть частые поездки в Европу и хочется больше общаться. И человек записывается на курсы Upper Intermediate. Ходит на них регулярно, все делает, вроде все нравится. Обсуждения всякие, темы разные, интересно. А потом едет в отпуск в поход по горам и попадает в компанию иностранных физиков-лириков.

И хочется с ними поговорить, и интерес к обсуждаемым темам есть, и знания по ним, а лексики нет. И чем больше будет знания на русском, тем больше может быть фрустрации. В стандартных учебниках же не проходят ни физику, ни поэзию. И на уровне Upper Intermediate будет больше разговоров на абстрактные, отвлеченные и обобщенные темы. А вся школьная терминология обходится стороной. Или такая специфичная тема как походы в горах. Вот и получается – учил, учил, а в итоге пришлось через гугл-переводчик разговаривать и русские теории криво на английский переводить.

И вот возвращается этот студент в группу и начинает терять мотивацию. Конечно, столько занимался, а в реальной ситуации все пошло не так.

Материалы

Хорошо, допустим, и ресурсы на английский есть, и привычки потихоньку формируются, и цели поставили, но что-то все равно идет не так. Тогда можно посмотреть на сложность и тип материалов.

Если вы работаете с материалами, которые слишком легкие (как часто бывает в приложениях) или слишком сложные (как бывает, если сразу рваться в неадаптированные книги и сериалы), мотивация падает и возрастает фрустрация. Потому что или «непонятно, что там еще учить, я и так все отлично делаю», или «как это вообще можно понимать, запоминать и использовать». То же самое происходит, если материалы не очень интересные, нужные или не очень практичные.

Например, когда я училась в универе, мы, психологи, целый семестр изучали тему окружающей среды на общей практике английского. И я никак не могла понять, зачем на нее столько времени тратилось, когда мы даже не следили за общими новостными обзорами, которые дали бы куда больше разной лексики. Конечно, на занятия ходить не хотелось и запоминалось все очень плохо.

А когда я готовилась к CPE, мне очень плохо давалась письменная часть. Я никогда особо много не писала, а тут и темы были сложные, и язык, и стили разные. Сидела по 4 часа над четырьмя параграфами, страдала и выжимала из себя строчки, бесконечно ходя по словарям и сайтам за идеями (потому что и мышления не было на таком уровне, и общих знаний по темам). А теперь я понимаю, что надо было опуститься на два уровня и начать делать более легкие работы из FCE, а потом CAE, чтобы сначала навык письма укрепить и стили освоить. А только потом уже готовиться к своему экзамену. Но гордость тогда этого сделать не позволила. А то было бы гораздо меньше нервов.

Еще пример. Студенту нужен язык в работе – занимается по учебнику бизнес-английского. Но у него низкий уровень и такая плохая грамматика, что речь не строится. А на бизнес-курсах грамматикой особо не занимаются, там другой фокус – на лексику и ситуативные выражения. И если грамматических основ нет для построения предложений, можно без конца учить лексику, но речь так и останется обрывочная (короткими фразами без возможности дать развернутый аргументированный ответ) или не очень связная (сказано много, а суть так и не ясна). Надо менять материалы или дополнять учебник.

Тип мышления и тип работы с языком

Учить язык можно по-разному, и, если ваш учебный стиль не совпадает с тем, чем вы занимаетесь в языке, будет чувствоваться дискомфорт и фрустрация (и привязаться опять можно к мотивации).

Например, я мыслю от общего к частному, и когда учебный процесс построен на блоках, которые надо проходить последовательно и каждый отрабатывать (от частного к общему, как это бывает в приложениях), я теряюсь и бешусь, потому что не могу понять, как они между собой все связаны. И начинаю их проходить как можно быстрее и не вдаваясь подробности, чтобы понять, какая же общая картинка. Плохо понимаю материал и плохо его запоминаю.

Еще примеры. Если студентов, которые любят общаться и через общение учатся, посадить делать упражнения, они сникнут и потеряют интерес. Даже если эти упражнения им действительно нужны и после них они разговаривают лучше. И наоборот, если студентов, которые обладают аналитическим умом, сразу вовлекать в дискуссию, они могут молчать и впадать в ступор. Потому что не успели обработать информацию и не могут пока отвечать на вопросы.

Темп работы

Опять же, у всех разный темп мышления, обработки информации и речи. Если на курсе или с учителем, темп слишком высокий или слишком низкий, мотивация будет падать – или становится напряжно, или скучно. То же самое с темпом речи. Тяжело будет взаимодействовать, если один говорит быстро, а другой - медленно.

Возможность выбора

Чем больше возможность выбора того, что делать, тем, как правило, выше мотивация. Если приходится делать то, что придумал кто-то другой, а вы обладаете развитым критическим мышлением и не согласны с программой, но не можете ее поправить, опять настроение будет портиться.

Резюме

Как видите, под «низкой мотивацией» что только не прячется, и если посмотреть туда поглубже и поконкретнее, можно много всего поправить самостоятельно.

Если убедиться, что на изучение языка есть внутренние ресурсы и язык действительно нужен на данный момент в жизни; если развить полезные привычки; если определиться с целью, подобрать под нее подходящие материалы; если заниматься в своем стиле и темпе и иметь возможность изменять программу под себя, не придется вообще говорить о проблемах мотивации, фрустрации и прокрастинации. Их не будет.

Другое дело, что нужно время, чтобы настроить процесс изучения языка для себя и найти, что действительно хорошо работает. И это во многом про осознанность и про желание освоить язык по-настоящему, для жизни и для практики. И чем они выше, тем проще и увлекательнее будет учить язык.

Про цели, материалы, типы мышления и работы с языком буду подробнее писать в следующих постах. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!

Ставьте лайки, пишите комментарии, буду им очень рада. Обратная связь важна!