Замоскворечье можно с уверенностью отнести к одному из самых старых и интересных московских районов. Сейчас, наверное, трудно себе представить, но в XIV веке это была окраина Москвы, в которой до начала XVII века располагался ремесленный посад. Замоскворецкие переулки - явление особое. Сколько замечательных исторических и архитектурных памятников здесь сохранилось! Мой сегодняшний пеший маршрут пройдет по одному из кривоколенных переулков старой Москвы. Он расположен между улицами Пятницкая и Большая Ордынка. Ближайшая станция метро «Новокузнецкая». Черниговский переулок получил свое название от находящегося здесь храма Михаила и Федора Черниговских. К двум святым я вернусь позже, а пока немного истории. Когда-то в этом месте располагался Иоанно-Предтеченский монастырь, первое письменное упоминание о котором в 1415 году было связано с рождением великого князя Василия II Темного. В 1514 году на месте старой деревянной монастырской церкви итальянский зодчий Алевиз Фрязин (один из строителей Кремля) выполнил постройку небольшого одноглавого храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, считающегося первым каменным храмом в Заречье. Дом №4/2, с.8. В 1530-х годах монастырь перенесли в Кулишки, а храм остался, став приходским.
Во время Смуты в 1612 году храм разрушили. Восстановлен он был в 1658 году. Поскольку от старой «алевизовской» постройки сохранилась только нижняя часть – подклет, а сам храм полностью видоизменился, то годом его постройки принято считать именно 1658 год. Декор белокаменных стен выполнен в стиле древнерусской архитектуры: наборные колонки и кокошники в обрамлении окон, бегунец и поребрик на фризе.
Восьмигранный барабан в завершении храма – это стиль русского барокко.
Трапезную в стиле московского барокко возвели в 1757 году на средства купца Ф.Ф. Замятина.
Напротив церкви Иоанна Предтечи стоит церковь Михаила и Федора Черниговских. Дом №3. Князь Михаил Всеволодович (Черниговский) во времена монгольского нашествия в 1245 году вместе с боярином Федором и другими князьями были вызваны в Орду. «Перед входом в шатёр Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин, ответствовал: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнён; следом принял смерть за веру и его верный боярин Феодор». Останки князя были перенесены в Чернигов, а в 1547 году на Соборе он был причислен к лику святых. В 1572 году по распоряжению Ивана IV мощи святых Михаила и Федора Черниговских доставили в Москву. Процессию встретили как раз напротив церкви Иоанна Предтечи. Спустя время здесь установили деревянную церковь, которую в 1625 году на средства купчихи И.И. Малютиной (по завещанию ее мужа Малюты Филимоновича) перестроили в каменную.
Храм возведен в стиле русского узорочья. Его венчают два яруса кокошников и вытянутые главы. Наличники окон и портал входа с килевидным обрамлением, сложный карниз-антаблемент, парные колонки по углам постройки – все это создает замечательный облик московского посадского храма второй половины XVII века.
Высокая трехъярусная колокольня церкви Иоанна Предтечи (дом №4/2, с.9) начала строиться в 1750-х годах. В каждом ярусе была применена своя архитектурная форма. Сначала был возведен первый ярус с дорическими колоннами.
Затем заказчик (упомянутый выше купец Ф.Ф. Замятин) умер, и строительство колокольни возобновилось лишь в 1780 году. Второй ее ярус оформлен колоннами ионического ордера, верхний - украшают колонны коринфского ордера. Завершена колокольня башенкой с высоким шпилем.
Колокольня, конечно, смотрится не соразмерно с маленькими церковками, «спрятанными» в переулке. Но расположенная на некотором расстоянии, она лишь указывает на место их расположения не беря на себя доминирующую роль.
К слову, часть переулка от Пятницкой улицы до первого поворота под прямым углом является пешеходной зоной. Что позволяет не спеша, не опасаясь автотранспорта, осмотреть этот уникальный ансамбль из двух древних храмов.
Черниговский переулок, длина которого составляет 217 метров, полон интересных зданий различного назначения. В его начале можно увидеть дом 1875 года постройки с палатами XVII века. Дом №1/6.
Расположенное в нескольких шагах от старых храмов здание, дом №9/4, с.2,- это доходный дом И.Ф. Нейштадта. Он был построен известным архитектором своего времени К.А. Дулиным в 1913÷1916 годах в стиле неоклассицизма для купца И.Ф. Нейштадта. Дом в Черниговском переулке считают лучшей работой этого зодчего. Главный фасад здания выглядит, пожалуй, слишком парадно для своего месторасположения. Ему бы на какую-нибудь центральную улицу города.
Особо выделена средняя часть дома с колоннами и пилястрами коринфского ордера и полукруглыми эркерами.
Оконные простенки третьего и четвертого этажей украшены барельефами с музыкантами. Домовладелец любил музыку и устраивал у себя музыкальные вечера.
Над полуциркульными окнами пятого этажа помещены фигуры мужчин и женщин, слушающих музыку.
Слева от бывшего доходного дома находится четырехэтажный дом №11/6, с.2, построенный в 1890 году.
Через небольшой проход стоит трехэтажный дом №11/6, с.1. Судя по внешнему сходству (применены одинаковые архитектурные элементы на фасадах зданий) эти два дома спроектированы одним архитектором для одного заказчика и построены в одно время. С той разницей, что с.2, очевидно, надстроили еще одним этажом, сделав его четырехэтажным.
Доходный дом на углу Черниговского переулка и улицы Большая Ордынка, дом №9/13, с.1, был построен в 1906 году по проекту архитектора В.В. Шервуда для почетного гражданина А.А. Дурилина на месте бывшего дровяного склада.
Фасады здания украшены лепниной и цветными изразцами.
После октябрьской революции здание надстроили двумя этажами, увеличив таким образом полезную площадь дома и исказив первоначальный замысел архитектора.
Постройка доходного дома А.А. Дурилина «задвинула» во двор главный дом городской усадьбы XVII÷XVIII веков, который прежде был виден с улицы Большая Ордынка. До настоящего времени от большой усадьбы сохранились две постройки – сам дом (дом №9/13, с.2) и один из флигелей (дом №9/13, с.3). Считается, что это одна из самых старых жилых построек Москвы: в основе здания палаты XVI÷XVII веков.
В 1757 году владельцем дома стал купец-суконщик И.Г. Журавлев. При нем на территории усадьбы возводятся две постройки для производственных нужд: со стороны переулка – дровяной склад и каменный флигель с восточной стороны. Как было сказано выше, место склада впоследствии занял доходный дом, флигель же сохранился до настоящего времени.
В конце XVIII века у усадьбы новый владелец - купец Васильев. Он перестроил главный дом почти полностью, добавив к нему еще один этаж. На главном фасаде появился пилястровый портик с каннелированными пилястрами. После пожара 1812 года здание вновь меняет свой облик. Появляются шесть колонн дорического портика, поддерживающие большой фронтон.
В 1830-х годах здание украшают псевдобарочным лепным декором. В 1906 году владельцем усадьбы становится А.А. Дурилин, который строит доходный дом (см. выше), а главный дом усадьбы сдает в аренду под частную гимназию педагогу В.Д. Косицыну. После революции здесь размещалась школа, во время ВОВ – военный госпиталь. Сегодня помещения занимает Международный фонд славянской письменности и культуры, а в восточном флигеле - музей музыканта Игоря Талькова.
Таков получился еще один маршрут по Замоскворечью. В моей "копилке" их уже больше десяти.)