Заваривайте чаёк и берите печенюшки, история будет длинной.
1962-й. Тогда автоспорт был совершенно другим. Те, кто сейчас ворчит от того, насколько регламентированными и прагматичными стали автогонки (да и любой другой спорт), просто обязан найти записи заездов 1960-х – 1970-х. Взять, к примеру, Себринг, США. Трасса, проложенная в городе, по дорогам общего пользования, частично военной базе и аэропорту, один из старейших американских гоночных треков.
Легендарная трасса Себринг начинала свою жизнь как авиабаза ВВС США. С 1941 по 1946 год пилоты учились здесь летать на легендарных B-17.
После войны авиационный инженер Алек Ульманн, находясь в поиске места для переоборудования военной авиатехники для гражданских целей, увидел потенциальную возможность использования взлётно-посадочных полос Hendricks’ для гонок на выносливость. Так начался Себринг, славящийся своим грубым покрытием и изнурительными заездами. В 1962 именно здесь началась и другая история – история команды Martini Racing, темной лошадки, впоследствии не раз оказывавшейся на пике славы автоспорта и его эволюции. По Себрингу колесила Alfa Romeo SZ Tronica – почти шпионский автомобиль тех времен.
Но это было лишь начало. К концу 60-х Martini начали сотрудничать с легендой-призраком мирового автоспорта – Porsche. Сейчас вы не встретите болиды Porsche в “Формуле 1”, когда-то они участвовали в королевской гонке не только в качестве поставщика деталей. В отношениях Porsche с автоспортом наблюдались две крайности – часто они участвовали и побеждали всех (к примеру, на кольцевых гонках в Нюрнбургринге 550-й оставил всех позади, заняв первые 4 места), либо и вовсе на время уходили из чемпионатов.
Porsche всегда была командой, которую невозможно было спутать с кем-то даже визуально: за всю свою историю команда окрашивала свои гоночные автомобили только в серебряный цвет (за что они получили прозвище “серебряные стрелы”).
В 1971 Martini снова оказалась в нужном месте в нужное время – она спонсировала создание футуристического суперкара Porsche 917, выигравшего тогда 24 часа Ле-Мана. И еще бы он его не выиграл – автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 2,3 секунды, а до 200 км/ч – всего за 5,3 секунд. Максимально зафиксированная скорость 917-го составила 362 км/ч.
Porsche 917 в свое время был звездой Ле-Мана.
1970-е и вовсе были ярким временем для автоспорта. Меньше ограничений, больше рисков, олдскульные коробки передач вместо нынешних пультов с кнопками. Тогда же блистает другая легенда “Формулы”, которой больше с нами нет – английская команда “Брэбем”. Martini заключает спонсорское соглашение с командой именно тогда, когда ее функционером становится Берни Экклстоун – нынешний глава “Формулы”. Экклстоун купил “Брэбем” за 25000 фунтов – решайте сами, насколько это много для команды, которая уже спустя несколько лет взяла два чемпионских титула.
Впрочем, страсти бурлили не только на гладких трассах и в обтекаемых болидах. Конечно же, 1970-е и 1980-е – это и время угловатых машин, несущихся по бездорожью.
Впрочем, не стоит полагать, что ралли – детище второй половины ХХ века. Первым из великих стало ралли Париж-Бордо-Париж еще в июне 1895 года, выигранное Эмилем Левассором на Panhard.
Его время на дистанции 1178 км (732 мили), за вычетом перерывов, составило 48 часов и 48 минут, средняя скорость равнялась 24 км/ч. Всего восемь лет спустя, в гонке Париж-Мадрид 1903 года Фернан Габриэль преодолел дистанцию в 550 км (342 миль) меньше, чем за пять с четвертью часов, показав среднюю скорость в 105 км/ ч (65,3 миль/ч).
Lancia Delta S4 – раллийный чемпион с особой эстетикой 1980-х.
Скорости росли как на дрожжах. После войны гонки стали популярными в Европе благодаря альпийским заездам. А в 1960-е раллийные гонки добрались и до Южной Америки – дистанции по 8000-9500 км стали реальностью.
В 1982 году в раллийных гонках выстреливает знаменитая итальянская Lancia. И да – Martini Racing снова тут как тут. Команда приложила руку к рассвету сразу нескольких культовых автомобилей. Знаменитая угловатая Lancia Delta S4 не только выигрывала титулы WRC в 1987, 1988, 1989 и 1991 годах, она в какой-то степени являлась зеркалом эстетики гоночных машин 1970-х. А сотрудничество Martini Racing и Lancia стало самым долгим (и одним из самых продуктивных) в истории компании.
Позже все будет иначе. Начнется культовое противостояние Айртона Сенны и Алена Проста, из-за чего Сенна не единожды попадет в аварию, последний раз – фатально. “Формула” столкнется с очередными изменениями в регламенте, а мировой спорт станет все более “денежным” и скандальным. Впрочем, автоспорт – не об этом. Он прежде всего об особом ощущении, которое всегда было и будет, стоит лишь включить телетрансляцию, услышать звуки двигателей и увидеть болид, входящий в поворот в рапиде.