Найти в Дзене
НЕ ПОШЕЛ В БИЗНЕС

«Цифровой помощник образование». Продолжение уничтожения профессии учитель?

Оглавление

Приветствую тебя, Уважаемый Читатель.

Будто гром среди ясного неба на наши головы свалился очередной проект, подготовленный Министерством Просвещения России.

Речь пойдет, о так называемом, паспорте стратегии цифровой трансформации образования. С полным текстом документа вы можете ознакомиться по ссылке

Изучив данный проект, хочу поделиться с вами самыми интересными моментами из его содержания.

1. Планируется создать сервис «Цифровой помощник учителя». Реализация 2022-2030 г.

Если коротко – достаточно большой объем домашних заданий теперь будет проверять не учитель, а искусственный интеллект. Конечно же, сейчас можно возрадоваться за то, что оценка ученика покинет почву субъективизма. Строгие алгоритмы машины оценят труд школьника максимально объективно. Но здесь я вижу 3 серьезных противоречия (читай- тревожных звоночка).

Во-первых, это будет очередным шагом в сторону «убийства» учительского сословия как такового. И я не сгущаю краски. После дистанта 20-21, пожалуй, каждая семья прочувствовала на себе сколь важен труд учителя. А по итогу мы наблюдаем, как постепенно у учителя забирают его основные функции. (проверка домашнего задания)

Во-вторых, высшие чины нашего государства неоднократно подчеркивали, роль очного образования.

«Именно от школьного учителя, наставника во многом зависит, кем вырастет человек, каким он станет. Дистанционное образование не заменит прямой контакт педагогов с учащимися» В. В. Путин

Предлагаю вам также посмотреть довольно информативное интервью министра Просвещения РФ С. Кравцова в авторской передаче В.В. Познера. Где министр, трижды подчеркнул, «незаменимость учителя машиной». Сложно не заметить противоречия слов и действий.

В-третьих, на мой взгляд, инициатива «Цифрового помощника учителя» упрощает оценку как явление. В современной мировой педагогике именно над термином «оценка» ведутся наиболее страстные дискуссии. Вы можете поискать в интернете, наткнетесь на несколько десятков довольно убедительных определений, порой противоречащих друг другу. Мне же наиболее близка точка зрения Дж. Локка, который в искомый термин закладывал такие понятия как: умение формулировать собственное мнение, отношение к успехам и неудачам, самоанализ. Разумеется, машина не может (пока?) комплексно оценить работу по всем параметрам. Поэтому ее поле работы – базовые задания, лишенные элемента творчества.

Не смотря на мою критику данной инициативы, я, как практикующий учитель, вижу плюсы данного нововведения. О них писать абсолютно не хочется, потому что, целое государство успеет вам о них рассказать.

«Звуки мышиной возни всегда будут громче здравомыслия» Е. Чеширко.
«Звуки мышиной возни всегда будут громче здравомыслия» Е. Чеширко.

2. Создание сервиса «Цифрового портфолио ученика»

Пожалуй, именно эту инициативу я отмечу как наиболее перспективную и актуальную. Что она из себя представляет?

В процессе обучения каждым учеником будет формироваться его цифровое портфолио, в которое будут попадать все более ли менее значимые достижения: олимпиады разных уровней, и результаты ВПР, и участие в НОУ, успеваемость, и так далее. Мы получим довольно сложную бальную систему формирования (если хотите) рейтинга учащегося.

Уже сейчас до начала реализации проекта в педагогических кругах говорят, что именно цифровое портфолио придет на замену ЕГЭ. Которое изжило себя с учетом всех нашумевших историй последних трех лет.

Страшно представить, но по статистике лишь 2 из 10 первокурсника, которые учатся на бюджете никогда не занимались с репетитором. Ваш покорный слуга считает, что общество (семьи) не готовы к переходу на новый алгоритм поступления в ВУЗы. Предвижу довольно громкий уход с имеющейся системы, но возлагаю большие надежды на цифровое портфолио. На момент написания статьи в свободном доступе нет подробной концепции альтернативы ЕГЭ. Но при достаточном усилии Министерства Просвещения, ожидаю подобный документ до окончания 2022 года.

На момент написания статьи в свободном доступе нет подробной концепции альтернативы ЕГЭ.
На момент написания статьи в свободном доступе нет подробной концепции альтернативы ЕГЭ.

Поймите меня правильно, я не являюсь противником ЕГЭ. Моя позиция заключается в том, что очевидно наступил период его стагнации. ЕГЭ зашел в тупик. Отдельно поговорим об этом в одной из следующих статей.

А как вы считаете, пришло ли время изменить форму вступительных экзаменов в ВУЗы? Делитесь своим мнением в комментариях)

Благодарю, что дочитали до конца!

Буду рад вашей подписке =)