Найти тему
Исчезнувшая история

Леонид Андреев: "адвокат" для Иуды

Здравствуйте, уважаемые читатели канала «Исчезнувшая история»! Сегодня мы станем свидетелями судебного процесса, в котором на скамье подсудимых окажется самый известный предатель всех времен, а представителем защиты будет знаменитый русский писатель «Серебряного века» - Леонид Андреев.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)
Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)

Повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева до сих пор вызывает дискуссии. В этом произведении писатель создаёт сложный и противоречивый образ Иуды, который, при всей его любви к Христу, осмеливается на предательство. О том, каким видел Андреев своего персонажа - главного библейского предателя , у нас и пойдёт речь.

Детство

Леонид Андреев родился и вырос в Орле. Его отец, служивший частным оценщиком-землемером, женился на матери Андреева, когда та была еще совсем юной девушкой. Леонид был их первенцем. С детства будущий писатель слышал от матери фантастические истории и сказки, которые способствовали развитию у ребенка богатого воображения и любви к творчеству.

Леонид Андреев в детстве
Леонид Андреев в детстве

Мальчик научился читать раньше своих сверстников - в 6 лет, и с тех пор это было любимым его занятием. Он читал всё, что попадалось под руку: от приключенческих повестей Майн Рида до откровенно бульварных романов. Однако в школе успеваемость Андреева оставляла желать лучшего. Из его воспоминаний следует, что в седьмом классе он целый год носил звание последнего ученика.

С возрастом Леонид увлекся философией. С особой тщательностью он изучал труды Шопенгауэра и Гартмана, вникая в каждую мысль и составляя конспекты. Так в нем крепло стремление «дойти до самой сути», познать истину.

Писательский талант раскрывается в восьмом классе, когда из под пера юного писателя выходят первые стихотворения. Онако мать и отец были настроены скептически, признавать талан сына отказывались, и сравнивали писательство с "возрастными шалостями".

Выбор профессии

Леонид Андреев получил профессию адвоката, хотя признавался, что выбор жизненного пути был не слишком-то осознанным: молодого человека не привлекала работа учителя или врача, а для инженера или экономиста не хватало соответствующих знаний, так что юристом он стал по «остаточному принципу».

В мае 1897 года он успешно окончил юридический факультет Московского университета, после чего служил защитником в суде до 1902 года. К своим обязанностям он подходил исключительно ответственно. В это же время Андреев вел литературную деятельность: отправлял издателям рукописи, писал фельетоны для журналов.

Интересный факт! На один из авансов от издателей, Андреев купил виллу в Ваммельсу. Местные жители прозвали этот дом «Замком дьявола» ‒ вероятно, за мрачный внешний вид.

Вилла Леонида Андреева в Финляндии
Вилла Леонида Андреева в Финляндии

«И моя вся суть в том, что я не принимаю мира, каким мне дали его наставники и учители, а беспокойнейшим образом ставлю ему вопросы, расковыриваю, раскапываю, перевертываю, перелицовываю…» ‒ так в 1915 году Леонид Андреев характеризовал свой творческий метод. Не правда ли, этот подход очень похож на работу адвоката, который пытался, если не оправдать преступника, то хотя бы разобраться в мотивах его поступков, найти «смягчающие обстоятельства».

Повесть «Иуда – Искариот» была опубликована в 1907 году. Сам писатель дал такое определение своей работе – «нечто по психологии предательства».

«Дело» Иуды Искариота

В Библии Иуда и его мотивы просты и понятны: ученик предал Учителя за 30 серебряников. В Евангелие от Луки и от Иоанна есть намек на то, что Иудой двигал сам Сатана. Однако, этим информация о ключевой фигуре событий Нового Завета исчерпывается.

Мы не знаем:

1. Кем был Иуда до того, как стал учеником Христа?

2. Как проявлял себя Иуда во время странствований Христа и Апостолов.

3. Почему, находясь под влиянием проповедей Учителя, он пошел на преступление? Неужели Иудой двигала только жажда денег?

Тайная вечеря (фреска Леонардо да Винчи)
Тайная вечеря (фреска Леонардо да Винчи)

Именно эти вопросы Андреев освещает в повести «Иуда Искариот».

1. Кем был Иуда до того, как стал учеником Христа?

В повести говорится, что ходили слухи, будто Иуда бросил жену, оставив ее на грани бедности. «Сам же он много лет шатается бессмысленно в народе и доходил даже до одного моря и до другого моря, которое еще дальше; и всюду он лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно, оставляя по себе неприятности и ссору, – и любопытный, лукавый и злой, как одноглазый бес. Детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды».

Илья  Ефимович Репин. Иуда
Илья Ефимович Репин. Иуда

Писатель утверждает, что никто из учеников толком не понял, как среди них оказался Иуда. Однако причина сближения Иисуса с Иудой объясняется христианской добродетелью: «С тем духом светлого противоречия, который неудержимо влек Его к отверженным и нелюбимым, Он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных».

Андреев описывает Иуду как крайне неприятного человека с отталкивающей внешностью, невыносимым голосом: «Часто слова Иуды хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые, шероховатые занозы». Постоянно подчеркивается двойственная природа Иуды. У Иуды двоилось лицо: одна часть была «подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки», на другой был широко открытый слепой глаз, и сторона эта была «мертвенно гладкой». Двойственность также подчеркивается в словах, поведении и поступках Иуды.

Но стиль изложения Андреева настолько пронзителен, что Иуде невозможно не сопереживать. Читатель проникается к новозаветному персонажу глубокой жалостью.

2. Как проявлял себя Иуда во время странствований Христа и Апостолов?

«И то совсем привычен он становился, обманывая утомленное зрение, то вдруг бросался в глаза и в уши, раздражая их, как нечто невиданное и безобразное, лживое и омерзительное» ‒ сообщает Андреев.

3. Почему, находясь под влиянием проповедей Учителя, он пошел на преступление? Неужели Иудой двигала только жажда денег?

Андреев не раз подчеркивает, что Иуда любит Иисуса, стремится добиться его расположения. Но методы его своеобразны: например, он побеждает Петра, отличающегося недюжинной силой, «задыхаясь и крепко стиснув зубы», в соревновании по сбрасыванию валунов в пропасть.

Иуда переживает, что Иисус якобы не обращает на него внимания, не разговаривает с ним. Может показаться, что именно этот факт привел Иуду к преступлению.

Но это далеко не все. Особые отношения связывают Иуду с другими учениками, которых он, мягко говоря, недолюбливает, считает недостойными Иисуса. Иуда устраивает своего рода испытание с целью проверить, действительно ли ученики любят Христа, заступятся ли они, когда Учителя поведут на Казнь? По Евангелию, у одного из Апостолов в руках был меч. По Андрееву, накануне оружие принес Иуда.

Джотто ди Бондоне  «Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу)»
Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу)»

Иуда пытается взять на себя роль исполнителя Божественного замысла. Именно он должен предать Учителя, чтобы все узнали, кто есть Иисус Христос.

Наблюдая за страшной сценой издевательств и распятия, Иуда несколько раз произносит: «Ах, больно, очень больно, сыночек мой, сыночек, сыночек. Больно, очень больно!.». Тут уже никто не останется равнодушным, так душераздирающе показаны страдания Иуды. Душевные терзания Иуды по Христу, которого он сам же и сдал римским солдатам. Какой, однако, потрясающий ход. Если бы суд над персонажем Иуды действительно имел место быть, а Андреев был его адвокатом, присяжные-заседатели точно обливались слезами.

Николай Ге. "Иуда"
Николай Ге. "Иуда"

Далее Иуда совершает самоубийство. Он, разумеется, по его мнению — единственный, кто действительно любил Христа, кто не мыслил жизни без него в этом мире, кто будет первым возле него в Небесном Царстве. Или попадет в ад: «И на огне Твоего ада я буду ковать железо и разрушу Твое небо. Хорошо? Тогда Ты поверишь мне? Тогда пойдешь со мной назад на землю, Иисус?».

Леонид Андреев мастерски управляет вниманием и расположением читателей: да, Иуда выглядит непривлекательно и ужасно себя ведет, совершает страшное преступление, но посмотрите, как неистово он страдает.

Таким образом, Иуда предстает противоречивым персонажем: он страдает, сомневается, мечется. Его сознание представляется темной мрачной бездной: «За таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв».

Работая над "Иудой», Леонид Андреев понимал, что вызовет на себя огонь критики: "Будут ругать справа, слева, сверху и снизу", – писал он. Лев Толстой, например, был настроен резко негативно: "Ужасно гадко, фальшь и отсутствие таланта", – отзывался он об "Иуде" и недоумевал, зачем вообще надо было браться за эту тему.
Да, зачастую так и выходит: стремление понять мотивы преступления, воспринимается окружающими как попытка это преступление оправдать.

Понравилась ли вам наша статья? Ждем ваши комментарии! Каково ваше отношение к столь противоречивому библейскому персонажу: вызывает ли он больше жалость или ненависть? Так ли хотел Андреев оправдать Иуду или же раскрыть мотивы поступка персонажа?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц