Выбор органа власти для обжалования действий управляющей компании (УК) зависит от того, на что конкретно Вы хотите пожаловаться:
- в Роспотребнадзор - на несоблюдение санитарных условий содержания общедомового имущества (например, если подъезд не дезинфицируют должным образом в период пандемии);
- в Антимонопольную службу - на неправомерное повышение тарифов;
- в прокуратуру - на мошенничество или растрату;
- в суд - чтобы взыскать излишне уплаченные суммы или потребовать компенсации причиненного ущерба;
- в жилищную инспекцию - во всех остальных случаях.
Вне зависимости от того, куда именно Вы обратитесь (кроме прокуратуры, туда можно обратиться сразу), порядок обжалования будет следующий:
1. Сначала нужно обратиться в саму УК с письменной претензией. Это необходимо в связи с тем, что органы власти не имеют права проводить проверки организаций по жалобам граждан, если эти граждане предварительно не обращались с претензией в организацию. Подать претензию можно лично или почтой.
2. После того как получен ответ-отписка или ответа нет в течение 30 дней, можно обращаться в госорганы с письменной жалобой. Если не уверены, куда именно обращаться, можно отправить жалобы сразу в несколько инстанций. Чтобы жалоба была гарантированно рассмотрена, при составлении придерживайтесь следующих правил:
- указывайте свои ФИО и адрес. Анонимную жалобу рассматривать не будут;
- подавайте машинописный текст, чтобы госорган не уклонился от рассмотрения жалобы под предлогом неразборчивого почерка;
- составляйте текст без угроз, оскорблений и нецензурной брани;
- в тексте должна четко прослеживаться суть претензии: какие действия Вы обжалуете, почему и каких действий требуете от госоргана;
- в конце документа должна стоять подпись заявителя.
3. Обычно подать жалобу на управляющую компанию в госорганы можно несколькими способами:
- для личной подачи жалобы нужно взять с собой паспорт и 2 экземпляра обращения. Это нужно для того, чтобы у заявителя на руках остался экземпляр жалобы с отметкой о принятии, который может пригодиться для дальнейшего обжалования или если жалобу потеряют.
- почтой жалобу на управляющую компанию нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.
- проще всего обратиться в госорганы электронным способом. Электронная жалоба будет мгновенно доставлена и не потеряется, что особенно актуально в период пандемии.
На УК эффективнее подавать коллективную жалобу. Договоритесь с соседями и подайте жалобу совместно. Для этого необходимо приложить к жалобе подписной лист, где будут указаны ФИО, адрес проживания и подпись всех заявителей.
Жалоба рассматривается госорганом в течение 30 дней.