Найти тему
Ливрезон Публицист

10 эффектов воспитания творческой личности с детства: ЭФФЕКТ ШЕСТОЙ - О РОЛИ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР

Тема во многом табуированная, в связи с чем в ней много “самотёка”. Внешняя сторона, как и обычно, стереотип: “Мы большая и дружная семья!”, а за обложкой может быть всё что угодно... Сценарии могут быть разные, тут проявляется и всё тот же эффект социальных ролей, и выращивается конкуренция между детьми за внимание / потребление (даже не важно, само так выходит или при помощи родителей).

Источник: https://livrezon.com/publication/10-effektov-vospitaniya-tvorcheskoi-lichnosti-s-detstva
Источник: https://livrezon.com/publication/10-effektov-vospitaniya-tvorcheskoi-lichnosti-s-detstva

С уверенностью можно сказать, что влияние братьев и сестер друг на друга в детстве есть и оно может быть полярно разным. Причем влияющих факторов тут не мало: и количество детей, и пол, и разница в возрасте. На эту тему хватает исследований (см. например Р. Зайонца), как плохих, так и хороших, но однозначного понимания, естественно, нет.

СИЛЬНЫЙ ХОД:

Нередко у творческих личностей встречается, что дети успешно договариваются о “ничегонеделании”, но неплохо работают, если их разделить. В то же время старший брат / сестра может стать первым наставником и помочь в реализации некоторых из уже упомянутых выше эффектов, как это было, например, в семье Баха, в которой старший брат выступал в роли наставника младших.

По-настоящему хорошего решения нет. Но есть масса открытых вопросов.

РЯД ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ

  • В чем принципиальная разница воспитания единственного или нескольких детей? Какие и на каких этапах стоят риски перед родителями?
  • Как именно влияют на будущую творческую личность отношения со старшими или младшими братьями, сестрами, какие сценарии оптимальны?
  • Какова роль конкуренции и/или кооперации между детьми?

Авторский материал Анатолия Александровича Рыжачкова