Найти тему
Первые впечатления

Queen и Mott the Hoople

«Именно тогда мы научились быть рок-звездами. Когда нам казалось, что день закончился, один из "Mott", врывался в комнату, и все начиналось вновь. Это было невероятно захватывающе», - так говорил Брайан Мэй о совместном туре Queen с британской группой Mott the Hoople.

Брайан Мэй с Mott the Hoople
Брайан Мэй с Mott the Hoople

Когда-то Queen остро нуждались в концертах: после выпуска дебютного альбома и ротации на американском радио руководство решает отправить музыкантов в турне, но пока еще только в качестве группы поддержки. Queen должны были "разогревать" шоу Mott the Hoople, в то время очень успешной команды. По словам Роджера Тейлора, этот концертный опыт пошел на пользу группе. Они успешно отыграли на родине, после чего отправились на свои первые зарубежные гастроли: в Бонн (Германия) и Люксембург. Приятные воспоминания о лондонском концерте Queen и Mott the Hoople в Королевском колледже сохранились у Тома Хикса, приятеля Брайана Мэя. Он вспоминает: «Это был бесплатный концерт для студентов; я был просто ошеломлен произошедшей в них переменой. Ребята играли так, что их звук буквально сбивал с ног. Кроме шуток, после этого они всю ночь звучали у меня в голове!»

Mott the Hoople в 1973 году
Mott the Hoople в 1973 году

Конечно же, народ шел прежде всего на Mott the Hoople, но звезда Queen начинала звучать все ярче. Зрители отдавали должное мастерской игре Брайана Мэя, ярким и смелым движениям фронтмена Фредди Меркьюри. Менеджер Mott the Hoople Тони Брэйнсби признается: «Это был абсолютно сумасшедший тур. Каждый раз ребята уходили со сцены в полубессознательном состоянии».

Кто-то даже говорил, что Queen принимали лучше главных звезд вечера. Бас-гитарист Джон Дикон замечает: «Мы действительно неплохо со всем справлялись и видели, как на нас реагируют зрители. В какой-то момент Mott the Hoople всерьез забеспокоились, не украдем ли мы их собственное шоу» (из интервью OIQFC, 1974). В другом случае он добавляет: «Я был удивлен, что нас знали, и почти на всех концертах находились люди в футболках Queen» (интервью «Music Star», 1974).

По мнению Роджера Тейлора, свободолюбивые поклонники Mott the Hoople вдохновили Queen на поиск нового сценического стиля. «Mott были идеальны для нас. У них была открытая, по-настоящему рок-н-ролльная аудитория. Фанаты выглядели очень эффектно и раскрепощенно, что было необычно для рок-тусовки. Шоу становилось все больше, и с каждым днем увеличивалась продолжительность наших первых номеров. Это было довольно тяжело, и мы неделями не покидали наших гастрольных фургонов. <…> В то время Фредди и Брайан появлялись на сцене в струящихся платьях и красили ногти в черно-белый цвет. Эти наряды, кажется, нравились публике, но наибольший успех они имели в Ливерпуле, Ньюкасле и Глазго».

Но выступления в качестве группы поддержки стали для музыкантов и своеобразной проверкой на прочность. Так, Фредди Меркьюри признается: «Выступления в качестве группы разогрева были самым болезненным опытом в моей жизни. Когда выступаешь в поддержку в туре другого артиста, тебя очень сильно ограничивают. Ты не получаешь собственного освещения, достаточного времени, необходимых эффектов. У тебя нет возможности показать публике, на что ты действительно способен, когда твое имя не главное в афишах и когда ты не знаешь, пришли ли эти люди посмотреть именно на тебя».

Queen с Иэном Хантером из Mott the Hoople (в центре) и продюсером Роем Томасом Бейкером (справа) в Монреале (26.01.1977)
Queen с Иэном Хантером из Mott the Hoople (в центре) и продюсером Роем Томасом Бейкером (справа) в Монреале (26.01.1977)

Тогда в составе Mott the Hoople играл Морган Фишер, который через несколько лет присоединился к Queen в качестве сессионного клавишника. Он вспоминает: «Я познакомился с Queen во время британского тура Mott the Hoople 1974 года. Однако я уже был знаком с Фредди и Брайаном. В начале 70-х я играл вместе с группой Morgan, и на наши выступления в клубе «Tent» иногда приходил смотреть Брайан. Примерно в то же время Тим Стаффел познакомил меня с Фредди. В те годы Mott the Hoople считались невероятно успешными. Поэтому мы больше не старались произвести впечатление на толпу, в отличие от Queen, которые, на мой взгляд, иногда в этом переусердствовали.

Иэн Хантер с Фредди Меркьюри
Иэн Хантер с Фредди Меркьюри

Однако между нами не было никакого соперничества, потому что они заметно отличались от нас.

Они были очень энергичными, а в чем-то даже ненасытными. Игра Брайана на гитаре выглядела впечатляюще. Вначале они пытались превзойти сами себя, вырваться из статуса начинающей группы. Годы спустя они предложили мне присоединиться к ним в туре "Hot Space". До этого я не играл около двух лет, но все-таки решил вернуться к музыке.

Многие просят меня рассказать какой-нибудь анекдот, связанный с группой. Однажды во время очень, очень длинного гитарного соло Брайана Фредди сидел за кулисами и со скучающим видом посматривал на дверь. Для него этот затянувшийся перерыв стал настоящим испытанием, и он в отчаянии сказал: "О боже, вытащи меня отсюда! Пойдем лучше за покупками!"

Думаю, они многому научились у нас, а мы что-то переняли у них. Queen – очень самобытная, яркая команда, которая была одной из лучших в умении дарить людям праздник».