Некоторое время назад я прочитал книгу современного российского автора Бориса Керженцева, которого на самом деле зовут Борис Юрьевич Тарасов. Честно говоря, даже не знаю, почему он Керженцев, ведь книга «Россия крепостная» вышла именно под именем Б. Ю. Тарасова. Ну да ладно. В конце концов, творческая личность.
Да, книга называется «Россия крепостная. История народного рабства». Я прочитал ее, как часть книжной серии «Тайны Российской Империи» 2009-1013 года издания. Серия состоит из 26 книг, написанных разными авторами. Тарасовым «Керженцевым», в частности, написана только одна книга – о жизни крепостных крестьян. Уж сильно она меня заинтересовала, поэтому я начал знакомство с серией именно с этой книги. Прочитал, осмыслил и готов озвучить взгляд нашего с вами современника на жизнь предков.
В книге более 200 страниц, однако читается она довольно легко. Разделена на 7 глав, в которых последовательно описываются все особенности жизни крепостных. С самого начала автор заявляет, что «сегодня не знает почти никто» о том, что представляло собой крепостное право. Автор действительно заинтересован этой темой и его отношение к крепостному праву вы поймете сразу, прочитав первую же страницу этой книги.
На протяжении всей книги Борис Юрьевич рассказывал не столько о крепостных, сколько о помещиках, господах, и о порядках, ими заведенных. В первой главе автор поведал о том, как Екатерина Великая щедро жаловала души служилым людям. Естественно, за определенные заслуги. Всего за время своего царствования императрица «раздала» своим благородным подданным 800 тысяч душ. Мы ведь знаем, как Екатерина взошла на престол, так что нетрудно догадаться, что она «купила» сотни душ дворян за десятки тысяч душ крестьянских.
– «Господские поборы и барщинные работы не только превосходят примеры ближайших заграничных жителей, но частенько выступают и из сносности человеческой». (граф Пётр Панин)
Средневековое общество, как известно, делилось на тех, кто работает, тех, кто молится и тех, кто воюет. Дворянское сословие произошло из служилых и военных, которые служат князю. А кормили их как раз те, кто работал – крестьяне. Но со временем дворяне стали лишь тяжелой ношей на спинах своих крепостных. А после манифеста «О вольности дворянской» они вообще потеряли обязательство служить. Однако до отмены крепостного права с того момента пройдет еще почти 99 лет.
– «Все в сущности клонилось к тому, чтобы дать помещику средства для жизни, приличной благородному дворянину». (Александр Дмитриевич Повалишин)
Крестьяне – это не рабочие при капитализме, а, скорее, «рабы», как думает автор. Это утверждение небезосновательно, если знать то, что у помещиков, особенно зажиточных, существовала такая вещь, как дворня. Это как настоящие придворные у царя. Многие помещики одевали своих дворовых в нарядные одеяния и заводили разные порядки. Другая часть дворни работала на содержание помещичьей семьи. Домашние дела ведь тоже должен кто-то выполнять. Из-за отсутствия образования у многих дворян мало кто заботился о выгоде, поэтому десятки и сотни крепостных могли находиться в «дворовых» вместо того, чтобы работать и приносить помещику доход.
– «Образовалось иго государства над землею, и русская земля стала как бы завоеванною… Русский монарх получил значение деспота, а народ — значение раба-невольника в своей земле». (Константин Аксаков)
Как я сказал ранее, большая часть книги посвящена тому, как душевладельцы устроили жизнь своих подданных. Из книги можно сделать вывод о том, что в той системе могло быть и было абсолютно всё, что только можно себе представить. Одни помещики демонстрировали самое несправедливое и расточительное отношение к своим «душам», другие же оказывались настоящими бизнесменами. Например, обучая своих крепостных разным искусствам, и затем продавая их за дорого.
– «Помещик может продать мужа от жены, жену от мужа, детей от родителей, избу, корову, даже и одежду их может продать».
Помещики свою размеренную жизнь разбавляли самыми разными забавами. В данном случае, пожалуй, апогеем могут служить крепостные театры. Одним из самых известных является театр Шереметевых, коллектив которого состоял из 200 человек. Театр одного из самых богатых помещиков поражал зрителей своей роскошностью.
– «Каким образом могли забыть закон XVII века?.. Помещик по Уложению, от истязаний которого умрет крестьянин, сам подвергался смертной казни…». (В. О. Ключевский)
Если изучить описание тогдашней жизни с точки зрения права, то начинает казаться, что в Российской Империи законов не было. Иначе как объяснить вышеприведенное высказывание? С современной точки зрения, сложно назвать Российскую Империю правовым государством.
– «Знают только заплатить за грунт и панскую работу, а в прочем-де во всем вольны». (О жизни беглых крестьян в Польше)
Но неужели все крестьяне смирились со своей долей? Разумеется, нет! Они сбегали от помещиков, организовывали восстания. Из той же Смоленской губернии в Польшу за несколько лет сбежало 50 000 человек. Закрепощение крестьян привело к известному восстанию 1667 года под предводительством Стеньки Разина.
"Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу" – известная фраза Александра II Освободителя.
Завершает автор книгу тем, что в конце концов Россия устала от рабства. Рост числа беспоместных дворян, снижение рождаемости и количества крепостных привели к отмене крепостного права в 1861 году. Однако многие говорили, что покончить с крепостничеством следовало намного раньше. Дворянство действительно было очень влиятельным сословием, и каждый правитель России от него зависел, потому долгожданная реформа и произошла так поздно. А ведь отменить зависимость крестьян хотел еще князь Василий Голицын. Сейчас же мы можем лишь предполагать, к чему бы привел столь решительный шаг.