Найти тему
Блог жизненных историй WellWel

Лидия Иванова. Короткая и драматичная судьба звезды русского балета

Оглавление

Если бы в тот роковой день Лидия Иванова осталась на берегу, она, наверное, прожила бы долгую, счастливую жизнь любимой жены и великой балерины. Купалась бы в овациях русской и зарубежной публики.

Но…

Лидия Иванова
Лидия Иванова

Жизнь молодой балерины Лидии Ивановой складывалась сказочным образом.
Уже в 20 лет у нее было то, чего многие балерины не добиваются за всю свою карьеру. Работа в лучшей балетной труппе страны, потрясающие перспективы в русском и зарубежном балете, толпы поклонников и любимый мужчина, который готов был сию же минуту вести Лидию под венец.

Одна из лучших выпускниц Императорского балетного училища родилась в интеллигентной питерской семье в 1903 году.

Она была красива, изящна и обладала уникальными танцевальными способностями.

Балетмейстер Федор Лопухов так отзывался о молодой балерине:

«Самые простые движения Ивановой были наполнены каким-то внутренним свечением, порывом, экстазом. С первых шагов на сцене в ней заговорила большая и привлекательная индивидуальность».

Даже такие звезды первой величины, как Ольга Спесивцева и Анна Павлова, которая к тому времени уже эмигрировала, относились к Лидии Ивановой с некоторой ревностью. Уж слишком легко и быстро получалась у этой талантливой девушки покорять сердца зрителей.

Балетмейстеры Мариинского театра, куда в 1921 году приняли Иванову, всерьез прочили ей место примы. В ней сразу увидели будущую звезду советского балета.

На спектаклях, где была задействована Лидия неизменно был аншлаг.

В силу возраста сначала Иванова танцевала маленькие партии. Но уже к 1922 году ее ввели практически во все культовые постановки Мариинки — «Спящая красавица», «Дочь фараона», «Лебединое озеро», «Корсар» и «Конек-Горбунок».

В день концерта на Павловском вокзале. Лидия в белом.
В день концерта на Павловском вокзале. Лидия в белом.

Через некоторое время Лидия должна была отправиться на гастроли в Германию — ее без раздумий включили в основной состав артистов.

Известный балетмейстер Ростислав Захаров так отзывался о Лидии Иваново:

«Ее, пожалуй, ни с кем нельзя было сравнить: необычайная экспрессия, бурный темперамент, способность выражать как неукротимую жизнерадостность, так и глубокий трагизм.
К тому же она обладала невероятно высоким и широким, почти мужским прыжком».

День, когда рухнули мечты

Три версии происшествия

Это была обычная развлекательная прогулка.

16 июня 1924 года в компании трех своих приятелей балерина села в моторную лодку. Впереди ее ждала приятная летняя прогулка по просторам Финского залива. Но кто же сопровождал Лидию Иванову?

Это были: комендант Малого оперного театра Языков, администратор студии театра драмы, ныне носящего имя А. С. Пушкина, Гольштейна, матроса Родионов и инженера Клемента (организатор поездки). Двое из этой группы людей не выжили после столкновения – Клемент и Лидочка. По официальной версии их тела не нашли. Клемент был признан виновным в трагедии.

После гибели 21-летней красавицы-балерины, которая так стремительно поднималась на Олимп русского балета, по Петрограду поползли слухи. Даже посторонние люди почему-то были уверены, что все было подстроено. А отец Лидии и ее друзья так просто не сомневались в том, что звезду балета «убрали».

Но кто? За что? И почему? Существует три версии произошедшего.

 Зинаида Серебрякова, Портрет Л.А. Ивановой в театральном костюме для балета «Павильон Армиды» Н.Н. Черепнина, 1922, Русский музей
Зинаида Серебрякова, Портрет Л.А. Ивановой в театральном костюме для балета «Павильон Армиды» Н.Н. Черепнина, 1922, Русский музей

Версия No 1

Несчастный случай — официальная версия

Люди, которые уцелели в аварии, дали показания и рассказали следующее. У лодки перегрелся и заглох мотор. Судно потеряло маневренность, его бесконтрольно несло течением. Пока тот самый инженер Клемент возился с двигателем, прозевали приближение парохода.

Дальше события развивались стремительно. Капитан корабля «Чайка», который стал причиной катастрофы, рассказывал, что издалека заметил лодку, стоявшую без движения. Но как только «Чайка» подплыла ближе, лодка стремительно начала двигаться прямо к пароходу. Оказалось, что в этот самый момент, по ужасному стечению обстоятельств, мотор заработал и лодка, по-прежнему неуправляемая, устремилась под борт огромного корабля. Раздался треск ломающихся досок и отчаянные крики людей.

По официальной версии катастрофа — это фатальное стечение обстоятельств. Следствие возложило всю вину на погибшего инженера, управлявшего лодкой. Балерину так и не обнаружили или не захотели обнаружить.

Версии No 2

Интриги, ревность, зависть

Многие считали, что руку к несчастному случаю приложила Ольга Спесивцева, которая, якобы, завидовала юному дарованию. Ее нервировало, что Иванова берет творческую высоту за высотой быстро, талантливо и с неизменными аншлагами, причем без помощи высоких покровителей.

Особенно ее задела статья бывшего мужа Волынского, литературного и балетного критика. Он написал хвалебную оду восходящей звезде балета Лидии Ивановой, которая затмила всех своим неповторимым стилем и талантом. Волынский сделал это, видимо, в отместку за то, что Ольга ушла от него к Борису Каплуну, обладающему в то время безграничной властью.

Вокруг Каплуна ходили страшные слухи. Его боялись все, даже соратники. Многие были уверены, что это происшествие с Ивановой — его рук дело.

Сложно сказать, насколько адекватна эта версия. Ведь в 1923 году Спесивцева уже находилась во Франции и до 1932 год выступала в парижском «Гранд-Опера» в качестве ведущей приглашенной балерины Парижской Оперы. К тому времени она уже не состояла в отношениях с Каплуном. Более того, когда тот приехал в Париж, балерина всерьез боялась за свою жизнь. Возможно, Каплун сам захотел отомстить сопернице своей любимой женщины.

Версия No 3

След ГПУ

Еще одна версия и тоже далекая от официальной. Друзья балерины полагали, что Лидочка случайно или не случайно стала носителем некой информации, которую органам не хотелось выпустить за границу.

В те времена балерин, которые выступали за рубежом, чекисты часто использовали в своих целях. Возможно, юная балерина отказалась участвовать в какой-то операции и ее решили устранить.

В дневниках Любови Шапориной (писательницы и переводчицы) есть информация, что отцу Лидии удалось проникнуть на закрытое судебное заседание, где выступал капитан лайнера. То, как описывал события того дня капитан вызывает большое количество вопросов.

Капитан лайнера «Чайка» утверждал, что катер мчался на его корабль, не реагируя на гудки, которые он давал. А когда произошло столкновение, капитан увидел на дне тонущего катера неподвижно лежащую женщину...

Через некоторое время до отца дошел слух, что Лидочку нашли. Он отыскал водолаза, который участвовал в поисках. От неожиданности тот начал все рассказывать и даже согласился на условиях анонимности дать адрес человека, который хоронил девушку. Однако на следующий день водолаз уже уверенно заявлял отцу прямо в глаза, что тот мужчина уехал и неизвестно, когда будет. На этом нить оборвалась.

Как бы там ни было, правда об этой истории канула в лета. Одно предельно ясно — в 1924 году погасла одна из самых ярких восходящих звезд русского балета.

Фото взяты из открытых источников сети Интернет

-5

Он спешил домой к любимой жене, но не доехал. Роковой попутчик актера Владимира Костина

Юля Космачева — милая Галюня из фильма «Белые росы». Ее нет с нами уже больше 20 лет

Французский «лед» и итальянский «огонь». Марчелло Мастроянни и Катрин Денев

Поздняя любовь Раневской. Два года счастья с маршалом Толбухиным

Лазарев потребовал, чтобы все посторонние вышли из павильона и лег в постель с Дорониной. Как в союзе снимали постельные сцены

«Офицеры» за кадром. Любовь на площадке, неприязнь главных героев и как благодаря фильму нашлась настоящая мама Ванюши

-6

21 год в американской психушке, а потом еще 30 в доме для престарелых. Cудьба русской примы-балерины Ольги Спесивцевой