Найти тему

Где на Тамбовщине скрывается таинственная Онуза

Оглавление
Несколько веков историки и краеведы пытаются отыскать следы таинственной Онузы

В летописях, посвященных нашествию Батыя на Русь, упоминается место, где Батый останавливался на зимнюю стоянку и откуда вел переговоры с рязанскими князьями: «Той же зимою пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем, и придя, сначала, стали станом на Онузе, и взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов: женщину-чародейку и двух мужчин с ней к рязанским князьям, требуя себе десятой части по всем... Князья же рязанские ... ответили послам Батыевым: “Коли нас не будет, то все ваше будет”». Так рассказывает Никоновская летопись о событиях 1237 г. - нашествии хана Батыя на Русь.

В Тверской летописи в том же году упоминается некая Нуза: «Окаянные татары зимовали около Черного леса и отсюда пришли лесами на Рязанскую землю во главе с царем их Батыем. И сначала пришли, и остановились у Нузы, и взяли ее, и стали здесь станом».

Версию, что стоянка татар находилась вблизи слияния рек Польного и Лесного Воронежа, вопреки мнению авторитетных историков XIX века (Надеждина, Погодина, Соловьева) впервые обнародовал протоиерей Стефан Березнеговский (1797—†1868), известный знаток местной тамбовской старины.

протоиерей Стефан Березнеговский (1797—†1868
протоиерей Стефан Березнеговский (1797—†1868

В 1862 году в Тамбовских губернских ведомостях (№13) вышла его заметка с предположением, что искать таинственную Онузу следует на р.Польной Воронеж. Березнеговский считал, что Онуза представляет собой вовсе не реку, а урочище или вернее значительный мещерский город. Проследив по летописным источникам путь Батыя, он пришел к выводам, что именно на этой равнинной местности в Козловском уезде Тамбовской губернии «азиатские дикие кочевники свободно и просторно могли раскинуть свои кибитки, а с востока их укрывал от зимних леденящих ветров обширный дремучий лес».

Территорія Урляпова городища. Лѣсной Воронежъ и Польной Воронежъ, фото Gorod48.ru
Территорія Урляпова городища. Лѣсной Воронежъ и Польной Воронежъ, фото Gorod48.ru

Эта версия стала весьма популярной в справочных изданиях того времени. Например, в издании «Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей» (1902 г.) сообщалось:

«В 1 ½ версте ниже железнодорожного моста указывают на место, где находился древний мост, по которому будто бы переходил Батый перед первым нашествием своим на Русь, а именно на рязанские земли. Этот мост мог находится на древней сухопутной дороге из Хазарии (с низовьев Волги) в рязанские земли, обратившихся в последствии в Ногайский шлях. Историки не согласны в том, где находилось урочище Онуза, на котором стоял станом продолжительное время Батый в 1237 и откуда он пересылался с рязанскими князьями перед входом своим на рязанские земли; многие из них приурочивают эту Онузу к Инзе или же к Узе и другим рекам Пензенской губернии. Но названия близкие к Онузе, как например Инза, Инжавинье встречаются везде, где распространены мордовские и мещерские поселения, как в Пензенской, так и в Тамбовской губерниях. Наконец, недалеко от Польного Воронежа именно в Козловском уезде впадает речка Узовка в реку Челновую. Местные исследователи имеют веские основания полагать, что стан Батыя находился на степи, или поле, по которому протекает Польной Воронеж и мы вместе с ними готовы приурочить этот стан к окрестностям Никольской станции. В 5 верстах к юго-востоку от этой станции тянется на 4 версты земляной вал, имеющий через каждые 300-400 сажень квадратные бастионные выступы на юго-восточной стороне. Это часть бывшей Тамбовской черты, очевидно была построена на защиту с той стороны, откуда приходили татарские набеги, т.е. на Ногайском шляхе, и откуда, несомненно, и пришло нашествие Батыя».
-4

7 июля 1890 года по поручению Тамбовской ученой архивной комиссии правитель дел Петр Дьяконов отправился в экспедицию в села Новоникольское и Устье Козловского уезда, что бы на месте обнаружить не сохранилось ли в местных преданиях каких-либо следов пребывания татарского лагеря Батыя: «Поездка была совершена в праздничный день, когда крестьяне отдыхали от тяжелых работ страдной поры. В 10 часов утра я прибыл в с. Новоникольское, зашел сначала к местному священнику, а потом в волостное правление. Священник не оказал мне никакого содействия, по той причине, что с самым селом, в настоящем его виде, еще не успел познакомится, так как переведен в это место лишь нынешней весной. Старшина, оказалось уехал куда-то, кажется в Козлов и моим помощником был волостной писарь. Он немедленно распорядился вызвать в волостное правление более опытных и сметливых стариков. Пока они собирались, я чтобы не тратить времени попусту, съездил на лодке на каменный подводный мост за селом близь леса; об нем я сообщу в конце доклада. По возвращению из этой археологической экскурсии, я застал в волостном правлении человек 10 крестьян, разъяснил им, зачем их собрал и какая цель моих расспросов, пообещал угощение, чтобы расположить их к откровенности. Почтенные старцы, видимо, были готовы поделиться со мной своими сведениями насчет местной археологии, много говорили о каменном мосте, о чугуне, вырытом на дороге.

-5
Мною предложены были им следующие вопросы:
1. Не знает ли кто или не слыхал ли такой песни, сказки, пословицы, прибаутки, в которых упоминалось бы слово Онуза?
2. Нет ли близь села курганов, вала, рвов и прочего?
3. Ни случалось ли кому при пахоте, при постройке избы, огородных работах или же на берегу реки после разлива находить человеческие кости, копья, молоточки, конскую сбрую, прочее?

На все эти вопросы, в разных вариациях, последовало категорическое нет. Узнал лишь, что в двух верстах к востоку от села Устья по дороге к Хмелевой имеется большой курган; прежде около него было еще несколько небольших курганов, но последние в настоящее время распаханы, находок же археологических никаких не было. Узнал, что нынешней, кажется, весной в селе на дороге «объявился» чугун; его вырыли, но ничего кроме золы в нем не нашли. Много говорили старички об упомянутом каменном мосте, но об Онузе и каких-либо археологических находках все заявили, что не знают и не о чем подобном никогда не слыхивали. В 3 часа по полудню я перенес свою археологическую деятельность в село Устье, отстоящее от Новоникольского на 3 версты. Там нет волостного правления и мне пришлось устраивать маленькие крестьянские сходки, при содействии старосты и посельного писаря, у избы ими намеченных более смышленых и знающих стариков. Сам посельный писарь человек очень опытный, хорошо знает село, так как правит свою должность более 20 лет, но староста очень простоват. Между крестьянами, с которыми удалось мне побеседовать в с. Устье, особенное внимание обратил на себя 102-летний старик, прекрасно сохранившийся, как физически, так и умственно. Ни лысины, ни плеши: густые седые волоса прикрывают голову и бороду. Вполне бодрый, подвижный старик, разговорчивый и довольно остроумный шутник.

-6

На этих сборищах крестьян устьинских я предлагал те же вопросы, что и в селе Новоникольском, но и здесь не встретил решительно никакой поддержки для предположения, что положение Онузы следует искать именно в этой местности. С полным разочарованием я вернулся в Козлов с вечерним поездом.

-7

Теперь о каменном мосте близь села Новоникольского. Крестьяне Новоникольского, видимо, очень заинтересованы этим загадочным сооружением. Мост тянется поперек реки под косым углом градусов в 65, причем концы его не доходят до самых берегов аршина на 1 ½, отчего в этих местах глубина реки больше сажня, тогда как самый мост вода покрывает глубиною лишь в аршин. Приблизительная длина моста 4 сажени, вышина больше сажени. Сплошная зелень из водяных лопухов отчетливо определяет, как направление, так и ширину этого моста. Я лично на лодке проехал над мостом, в нескольких местах потрогал веслом его грунт, приблизительно измерил глубину воды около него. Довольно твердый грунт его спускается по сторонам не отвесно, а отлогими склонами заволочен от времени толстым словом ила и песку, в которых и находит для себя питание покрывающая его водяная растительность. Местное предание гласит, что мост этот построили когда-то давно разбойники, жившие по ту сторону р. Воронежа, где до сих пор еще сохранился небольшой лес. Говорят, будто прежде рыболовы наблюдали особое течение реки под мостом, как бы в пролет, при чем высказывали предположение, что пролет этот, вероятно, заволочен илом».

Река Польной Воронеж близь Новоникольского
Река Польной Воронеж близь Новоникольского

Спустя 10 лет взглянуть на этот каменный мост отправился и Александр Иванович Родзевич, корреспондент газеты "Русские ведомости": «Спустившись около 1½ версты (1,6 км –автр.) от железнодорожного моста вниз по реке местные сторожили указывают на остатки каменного моста, построенного якобы неприятелем во времена нашествия Батыя на Русь. Пишущему эти строки удалось ощупывать на аршинной глубине реки в указанном месте мягкий илистый грунт, которым якобы покрылась каменная мостовая кладка. Но утверждать, что в этом месте действительно существовал мост или же это какая-то древняя плотина мы решать не беремся, тем более, что, просматривая источники, касающиеся Тамбовской старины, нигде не встречается ни прямых, ни косвенных указаний на сооруженный Батыем мост через реку Воронеж».

Река Польной Воронеж близь Новоникольского
Река Польной Воронеж близь Новоникольского

Летом 2002 года к этому подводному мосту близь с. Новоникольского для изучения была направлена исследовательская группа военно-поискового центра «Патриот» (г. Мичуринск). Группа, используя байдарки приступила к простукиванию дна, лето выдалось засушливое и р.Польной Воронеж в местах исследования обмельчала, поэтому обнаружить это каменное сооружение, датированное не позднее XVI в., не составило особого труда.

Подводный каменный мостъ на рѣкѣ Польной Воронежъ. Центръ "Патріотъ"
Подводный каменный мостъ на рѣкѣ Польной Воронежъ. Центръ "Патріотъ"

Друзья, если статья понравилась ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал здесь, в комментариях выражайте свое МНЕНИЕ. СПАСИБО, что читаете меня!

>>> Обсуждаем следующую статью Как первая тамбовская губернаторша Марфа Сурмина заплатила за трон императрицы Елизаветы Петровны своим приданным

и еще одна статья Как Персидское Посольство в Тамбове зимовало

ВСЕМ, КТО ИНТЕРЕСУЕТСЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ

Статьи для чтения "Изменить свою жизнь к лучшему"

Когда яблоки отрываются от дерева или еще раз про сепарацию

Как перестать всем угождать, испытывать чувство вины и начать жить

Как перестать жить прошлым

Как меня найти www.b17.ru/chernichova/