Найти тему

Кем могли бы стать сестры Беннет, если бы не вышли замуж

Даже самый восторженный поклонник Джейн Остин понимает, что автор наделила своих героинь почти невероятной долей удачи, выдав троих из пяти бесприданниц Беннет замуж всего лишь за два бальных сезона. Чего стоит один только тот факт, что все три жениха - сироты, чьи родители давно "отправились в мир иной" и не могут стоять на пути благородных и скверных порывов своих сыновей. Какая же судьба могла бы ждать сестер Беннет, если бы гордость мистера Дарси взяла верх над его романтическими чувствами?

"Гордость и предубеждение" художественный фильм. Фрагмент. 1995 г.
"Гордость и предубеждение" художественный фильм. Фрагмент. 1995 г.

Прежде всего стоит упомянуть о том, что работный дом обитательницам Лонгборна не грозил. Несмотря на то, что отцовское состояние в лице небольшого поместья передавалось исключительно по мужской линии и, после смерти мистера Беннета должно было достаться мистеру Коллинзу, викторианская мораль и даже законодательство обязывали единственного мужчину в семье позаботится о своих прекрасных родственницах. Конечно едва ли рачительный мистер Коллинз позволил бы сестрам с матерью и дальше проживать в поместье, не претендуя на его доходы, но и на произвол судьбы он бы родственниц не оставил.

Старшей и наиболее привлекательной из сестер Беннет была Джейн. Интересно, что при всех своих достоинствах: красоте и покладистом характере, - старшая мисс Беннет не обладает практически никакими признаками образования, практически обязательными для девушки из хорошей семьи. Она не играет на фортепиано, не рисует пейзажей акварелью, не говорит на иностранных языках, лишь немного поет и проявляет некоторую склонность к рукоделию. Хотя, казалось бы, именно образованию старшей и наиболее перспективной дочери, рациональные родители должны были бы уделить больше внимания. Но, видимо, миссис Беннет была в таком восторге от красоты и хорошего характера дочери, что посчитала все прочее излишним.

Однако, более чем скоромное образование очень ограничивает жизненный потенциал Джейн. Она не могла бы стать стать ни учительницей, ни гувернанткой, ее характер так же едва ли позволил бы ей стать стенографисткой или освоить какую-то другую пофессию, доступную женщинам из благородных семейств. К тому же Джейн, влюбленная в мистера Бингли, едва ли скоро забыла бы свои чувства, а супруги Гардинеры, которые как раз и могли бы познакомить Джейн с потенциальным женихом, едва ли последовали ли бы примеру родителей Татьяны Лариной и стали бы заклинать племянницу слезами.

Ввиду прекрасного характера Джейн, ей, скорее всего, досталась бы должность компаньонки при какой-нибудь старой леди. Родственники стариков из благородных семейств, чьи наследственные притязания были обеспечены законодательно, редко обременяли себя ежедневными заботами о старшем поколении. Они предпочитали нанимать сиделок и компаньонок - милых, покладистых, сносно образованных девушек, которых старики могли третировать в свое удовольствие, пока их наследники наслаждаются жизнью. Думается, леди Кэтрин де Бер по просьбе мистера Коллинза легко бы пристроила Джейн на такую должность в семье одной из своих приятельниц.

Элизабет Беннет явно в детстве ощущала некоторую конкуренцию со своей старшей и более привлекательной сестрой. Недостаток привлекательности она решила компенсировать образованием. Лиззи вполне прилично играет на фортепиано, много читает, думается, склонность к самообразованию легко позволила бы ей освоить и пару иностранных языков, если бы в этом была нужда. Безусловно, симпатии автора стоят на стороне именно этой героини и, если и есть среди сестер Беннет девушка, способная шагнуть в "широкий мир" и построить там карьеру, то это Элизабет. Стенографистка, журналист, даже писатель, - одна из этих дорог легко могла бы стать прекрасной альтернативой предложению мистера Дарси.

На долю средней сестры Мэри Беннет не выпало ни красоты, ни очарования, ни симпатии автора. «У Мэри не было ни талантов, ни вкуса», - пишет Джейн Остин об этой героине. Зато девушка много занималась самосовершенствованием и достигла немалых успехов в своем самомнении о достигнутых успехах. Думается, что эта уверенность в собственных достоинствах вкупе с прекрасными навыками самопрезентации помогли бы Мэри сделать карьеру школьной учительницы.

Для гувернантки она не слишком хороша и покладиста - благородные господа любили нанимать в дом девушек с приятной внешностью. А вот для школьной карьеры в заведении средней руки у Мэри есть все данные. При ее напоре и упорстве она могла бы дорасти даже до директрисы. Леди Кэтрин де Бер баловала бы школу регулярными пожертвованиями, а мистер Коллинз иной раз даже хвалился бы родством со столь образованной девицей, которая всего смогла добиться всего сама (с его протекцией и поддержкой леди Кэтрин, конечно).

Младшая, миловидная и бойкая Лидия, была в семье любимицей матери. Не отягощая свой досуг ни чтением, ни игрой на фортепиано, девушка, тем не менее, следила за модой и умела выбрать в ней те тенденции, которые подчеркивали ее достоинства. Думается, не подвернись на пути Лидии Джордж Уикхэм, младшая Беннет все равно стала бы той сестрой, которая первой (а, возможно, что и единственной) вышла замуж. Бравый военный, лихой приказчик, влюбчивый студент, - кто-то из них обязательно попался бы в сети жизнерадостной кокетки. Секрет ее успеха в том, что, заметив первые признаки внимания, Лидия не стала бы долго раздумывать о "подходящести" кавалера.

На долю Китти - четвертой из сестер Беннет, если считать в порядке старшинства, пришлось совсем не много строк в повествовании и, ввиду маленького количества фактов о персонаже, сложно рассуждать о ее возможных дорогах в жизни. Думается, судьба Китти целиком бы зависела от того, которая из прочих сестер взяла бы ее под свое крыло. Мэри могла бы воспитать из нее строгую учительницу или сносную гувернантку, а Лидия выдать замуж за галантерейщика из лавки по соседству.

Интересно, что так успешно выдавшая замуж своих героинь, сама Джейн Остин еще в юности знала, что замуж не выйдет. В одном из писем, написанных сестре Касандре, она признается в этом своей наперснице: "Я знаю, что никогда не выйду замуж, поскольку слишком хорошо знаю, чего хочу и знаю, что хочу слишком многого".

Иллюстрация Евгении Мельниковой к роману Джейн Остин "Гордость и предубеждение".
Иллюстрация Евгении Мельниковой к роману Джейн Остин "Гордость и предубеждение".