Предлагаю свежую и поучительную историю из педагогической практики логопеда.
Недавно у меня стала заниматься новая девочка. Признаться, я и брать не хотела. Летом всем нужно отдыхать. Но из телефонного разговора с ее мамой я поняла, что девочка в этом году поступает в первый класс, а со звуком [р] что-то не в порядке. Тем более, что и сестренка ее двоюродная ко мне уже ходит, а за компанию даже веселее.
Позже выяснилось, что моя новая ученица , назовем ее Марго, вполне себе подготовлена к школе. Она бегло читает, пересказывает, отлично владеет лексикой и грамматикой русского языка и даже прекрасно умеет выговаривать звуки [р] и [рь], но с одной оговоркой: под строгим присмотром логопеда. Марго за порог и пошло-поехало, звука как ни бывало.
У ребенка нет никакой мотивации и придумать ее сложно. В пять лет ребенок старается, чтобы, например, показать, что он уже взрослый, заслужить любовь родителей, научиться говорить [р], как подружка Катя… да мало ли почему еще. В семь лет это уже не работает. Что делать? Стала искать к девочке ключик.
Спрашиваю:
– Марго, а у тебя бывают карманные деньги?
– Да, – отвечает она.
– А кто тебе их дает и за что?
– Бабушка дает, когда я помогаю.
–А как ты помогаешь?
– Я хожу к соседке за яйцами, а бабушка дает мне денег.
И вот что я пишу ее маме:
Получаю ответ:
Через неделю на занятии спрашиваю у девочки: «Как твои успехи? Контролируешь свою речь?». Отвечает: «Да». После занятия спрашиваю у мамы: «Ну как?». Отвечает: «Хорошо. Работает Ваш план. Марго сама стала контролировать свою речь, если ошибается, то быстро исправляется».
Стоит предположить, что через 21 день от начала эксперимента у Маргариты сформируется привычка выговаривать звук [р] и ребенок честно заработает свои 700-800 рублей, а может и больше.
Пока описывала эту нестандартную историю, вспомнила еще парочку случаев о необычной мотивации у своих учеников.
Дело было в ноябре. Шестилетний Никита занимался с сентября. Способный мальчик довольно быстро научился шипеть и жужжать, и мог бы уже научиться рычать, но не понимал зачем ему так стараться поднимать язык, если он и так прекрасно рычит горлом. И тут мама пообещала ему к Новому году купить какого-то навороченного робота, но при условии, что он научится выговаривать звук [р]. Я об этом не знала, и очередное наше занятие началось с традиционной пальчиковой игры и артикуляционной гимнастики для звука [р]. Впервые Никита отнесся к этому занятию осознанно. Внимательно заглянув ко мне в рот он с удивлением протянул: «Так вот оно как, края прижаты, а кончик расслаблен и дрожит». Не поверите, но мальчик на этом же занятии что называется зарычал. И в этом нет никаких чудес. Все было для этого готово: артикуляционный уклад и появившаяся мотивация получить долгожданный подарок.
Ну и в завершении анти-пример анти-мотивации.
Одна девочка, очень хотела щенка породы шпиц. Мама поставила ей условие: научишься говорить [р] – получишь шпица. Мы только приступили к занятиям, а уже через неделю из машины, в которой девочку возили на занятия, я услышала заливистый щенячий лай.
Стоит ли говорить, что результат был нулевой и воспитательный эффект был упущен.
Конечно, эти случаи мотивации подойдут далеко не всем. Каждый родитель, как никто другой, знает своего ребенка, и найдет как его замотивировать. А кому-то может пригодится и эта статья.
Ставьте 👍, если вам было интересно и полезно.
Подписывайтесь, чтобы не потерять канал. Здесь много полезной и занимательной информации.