Найти тему
Заметки мамы-училки

Много ошибок на письме: у ребенка дисграфия или дизорфография? Учимся различать

Когда ошибок в письменных работах по русскому языку много, оценки плохие, то у ребенка может быть дисграфия или дизорфография. Как их различить? Попробую простыми словами объяснить, чтобы родители имели хотя бы небольшое представление об этих проблемах письменной речи у своего ребенка-школьника.

Мне часто пишут в комментариях о разных видах ошибок у детей и на занятия нередко приходят и просят советов и рекомендаций. Сразу скажу: никаких диагнозов я не ставлю, хоть я по второму образованию логопед. Но я не врач. И никакой волшебной таблетки от плохого письма я вам не предоставлю. Только упорный труд по коррекции, терпение, внимательность и желание ребенка - вот то, что поможет решить многие учебные проблемы.

Что такое дисграфия и дизорфография

Дисграфия - это специфическое нарушение письма, проявляющееся в нестойкости формирования зрительного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукового и слогового состава слова и структуры предложения.

При дисграфии интеллект ребенка не поврежден. Затруднения в овладении навыком письма обусловлены:

  • дефектами произношения
  • нарушением звукового анализа и синтеза
  • нестойкостью произвольного внимания
Фото автора. Работы ученика начальной школы
Фото автора. Работы ученика начальной школы

В свою очередь, очень распространена у младших школьников дизорфография.

Дизорфография - это стойкое нарушение в усвоении и использовании принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных ошибках.

Проявления:

  • нечеткое знание правил правописания
  • трудности освоения и применения этих правил
  • много орфографических ошибок при списываниях, диктантах, изложениях и других письменных работах.

Дизорфография у детей может проявляться изолированно, а может и сочетаться с дисграфией и дислексией.

Чем они похожи

  • Стойкие ошибки в письменной речи детей, которые не проходят со временем
  • Снижение успеваемости по русскому языку
  • Часто в обоих случаях были раньше или проявляются в настоящем времени нарушения в устной речи
  • Оба нарушения диагностируются в младших классах

Чем они различны

При дисграфии:

  • пропуски букв
  • замены букв (например: коробка - кородка)
  • перестановка букв и слогов (солнце - сонлце, молоко - ломоко)
  • добавление лишних букв и слогов (птицы - птитцы)
  • ошибки в воспроизведении образа букв (лишние элементы, недописывание)
  • пропуск слогов (воробей - вобей)
  • разрыв слов (перехожу - пере хожу)
  • ошибки в записи предложения (нет знаков препинания, пробела между словами, после точки с маленькой буквы)
  • ошибки в записи текста (нарушение последовательности предложений, пропуски смыслового отрезка, повторения, неверный подбор слов)

Ошибки при дизорфографии

Орфографические:

  • Жи-ши, ча-ща, чу-щу
  • Безударные гласные
  • Непроизносимые согласные
  • Парные согласные по звонкости-глухости
  • Неправильный перенос слов
  • Слитное и раздельное написание слов
  • Строчные и прописные буквы (маша, россия, жучка)

Различные фонетико-орфографические ошибки, в том числе и "как слышит, так и пишет".

Ещё много других ошибок, например, ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных, неправильные формы причастий и деепричастий, "ться" и "тся" в глаголах и т.д.

Учимся отличать дисграфию и дизорфографию

  1. При дисграфии ошибки на письме не связаны с правилами правописания.
Бантик - пантик (дисграфия)
Зимля - земля (дизорфография)

2. При дисграфии родители часто списывают ошибки ребенка на невнимательность, помарки на письме, неаккуратность. Он пропускает буквы, слоги, слова, не дописывает, переставляет буквы, не соблюдает рабочую строку. При дизорфографии ничего этого нет.

3. При дизорфографии ошибки связаны только с правилами правописания, а также с согласованием слов и построением предложений.

4. С дисграфией часто под руку ходит и нарушение чтения.

Мы видим, что дисграфия и дизорфография схожи в некоторых проявлениях, но их важно отличать друг от друга для того, чтобы помочь ребенку учиться лучше.

Как преодолевать эти нарушения письма в этой статье я подробно затрагивать не буду, моя основная цель была научить вас их различать.

С дизорфографией можно справиться своими силами. Для этого важно повторять правила и учиться применять их на письме. Практиковаться в диктантах, изложениях, тестах. С дисграфией работает логопед. Её можно и нужно корректировать. Родители, помните об этом и не пускайте на самотёк нарушения в процессах овладения письмом вашего ребенка.

Ставьте "лайк", если было полезно. Логопеды, которые меня читают, вы можете дополнить статью своими рекомендациями, если я что-то упустила. А родители напишите, пожалуйста, смогли ли вы определить виды нарушений письма у вашего ребенка.

Подписывайтесь.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц