Западные страны столетиями занимались международной торговлей и созданием мировой торговой империи. Свой вклад в современную сеть всемирных взаимоотношений внесли колонизация целых континентов и войны. Основанная на собственной выгоде и экономическом развитии, эта сеть обеспечивается взаимозависимостью, и в не меньшей степени экономическими и финансовыми долгами, которые создаются различными нациями и государствами.
Средства массовой информации и современные технологии общения обнародовали эти факты (хотя они вовсе не новы), сделав их достоянием всех. Они проявляются, с тем, чтобы человечество постепенно начало осознавать масштаб ситуации, в которую оно попало.
Этот факт призывает каждого современного потребителя к ответственности: мы — все вместе — отвечаем за все, что происходит в этом мире. Понимание углубляется по мере того, как человечество овладевает способностью реагировать на импульсы, приходящие на Землю из межкосмического пространства. Вначале эти импульсы могут встревожить, поскольку их воздействие заключается в повсеместные изменения. Совершенно очевидно, что Божественное единство, в котором рождено человечество, неделимо ни при каких обстоятельствах — даже если оно, разбитое вдребезги и сокрытое, лежит во внутренней сущности человека и мироздания. Единство все еще ищет возможности сознательного возвращения всех этих фрагментов к первоначальному состоянию. Существует вдохновляющая сила; она побуждает людей создать пространство для развития нового состояния души.
Осознавая взаимозависимость, ощущая общность со всеми людьми, человек тем не менее боится эгоизма окружающих и продиктованных им действий, и поступков. Почти всегда эти усилия сконцентрированы на объединении. Ян С. Шмутс, президент первой Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1945 г., писал в своих дневниках, что будущие войны невозможно предотвратить, если не будет найден новый ответ на человеческий “иррационализм”
Что значит “иррациональный”? Это силы желания и обладания, которые движут человеком, находясь вне контроля его ума. “Иррациональное” порождается кармой, скрытыми проблемами и мировым полем, где активизируется любая мощная темная энергия. Только духовное сознание, создающее единство между головой и сердцем, наделяет человека способностью распознавать, понимать и, в конечном счете, преодолеть эти силы. Можно понять, что эта задача все еще не исполнена, и она не может быть исполнена в этом мире. Смирительная рубашка внешних правил и решений вряд ли когда-нибудь ограничит эгоцентризм наций, поэтому зачастую войны нельзя предотвратить. Несмотря на растущее понимание единого сосуществования людей, истинного стремления к миру и единству, нации и компании, действующие в глобальном масштабе, очевидно, все еще не способны осуществлять эту линию. Даже объединенная религия, основанная на наименьшем общем знаменателе всех мировых религий (на том, что “существует нечто, что является божественным”) и внешняя этика мира (“каждый человек имеет право на жизнь”) не могут добиться предназначенного человечеству духовного единства.
Только относительно небольшая группа людей услышала и поняла призыв к развитию духовного сознания. Все остальное, что бы ни находилось в пределах сознания, полностью захватывается эгоистическими интересами людей. Желание мира нестабильно, оно происходит из негативного опыта: война и разрушения могут сразить человека, автоматически запустив механизм стремления к миру и единству как своего рода страхования жизни. Во времена сомнений, неопределенности и надвигающихся конфликтов (пример тому нынешняя пандемия) усиливается движение за мир, и люди выходят на улицы, на демонстрации “за мир”. Но как только угроза исчезает, “движение за мир” отходит на задний план
При учреждении в 1945 г. Организации Объединенных Наций все, кто был вовлечен в эту работу, испытывали эйфорию. В современную эпоху организация сотрудничества наций, наследник Лиги Наций, должна бы была служить миру во всем мире. Однако история демонстрирует результаты, возникающие, когда к высоким идеалам примешиваются национальные интересы. Франклин Д. Рузвельт, который тесно сотрудничал с основателями ООН, сформулировал высокие цели, которые ныне известны как “идеалы единого мира”. Каждый человек должен обладать четырьмя фундаментальными свободами: свободой от бедности, свободой от страха, свободой вероисповедания и свободой слова. Преемник Рузвельта президент Трумэн заявил об этом в торжественной речи на встрече по случаю своей инаугурации: “Хартия... Объединенных Наций является твердым основанием для установления лучшего мира”. Но на протяжении первых лет уже стало ясно, что резолюции Комитета безопасности осталась простым соглашением (то есть оставались “на бумаге”), если затрагивали интересы наций, имеющих право “вето”.
Часто Комитет безопасности и Генеральная Ассамблея ООН оказывались не в состоянии поставить общие интересы выше собственных. В частности, это касалось сверхдержав, которые вновь и вновь блокировали решения нало жением “вето”, а то и необузданно решали втянуть в войны весь мир. Или же (что случалось довольно часто), нации, ранее сотрудничавшие для достижения нужных решений, не выполняли принятые резолюции. Хувьер Перес дэ Куэллер, пятый генеральный секретарь ООН (между 1982 и 1991 г.) трезво констатировал в своем годовом отчете (1983 г.): “(...) У меня сложилось впечатление, что некоторые правительства не придают больше значения тем решениям, которые сами же принимают в Объединенных Нациях”.
И тогда есть ли необходимость миру жить в истинном мире и единстве? Что должно произойти внутри человека, чтобы ему хотелось не только самому иметь место под Солнцем, но и сделать также все возможное для благоденствия других? И что представляют собой взаимоотношения между развитием индивидуальности и действиями наций? Является ли человек, который освободился от шаблонной модели страха и агрессии и преодолевает барьеры своего ориентированного на обладание мышления, способным открывать возможности для других? Если человек изменится, изменятся ли нации? Мы иногда отмечали в истории “состояния мира”, или периоды, благоприятные для проявления духа, однако они были короткими. Но короткий период эволюции, который приводил большое количество людей к новому сознанию, позволял нации обратиться к новому направлению.
Но восходит заря новой эры. “Систему”, которой опутаны многие ответственные лица в сферах экономики и политики, можно изменить. Сознание многих людей может постепенно изменить социальные условия и деятельность наций. Это и есть та эволюция, которую многие видят в будущем.
Мы не в состоянии достичь этого посредством сознания, которое выработано нашей обычной земной природой, несмотря на все наши благие намерения.
Лишь сознание единства, происходящее из единого человеческого архетипа, сознание единства, которое несравнимо глубже научного сознания (утверждающего, “что все мы находимся в одной лодке”) — сознание единства наделяет нас не только пониманием слабостей и заблуждений человеческого существа, но и видением божественного истока.
Существует всеохватывающее энергетическое поле, и всякий человек, стремящийся к истинной эволюции, черпает из него силы и вдохновение. Но черпать из него можно лишь в том случае, если человек действует. Связь с этим полем дает смысл и устройство жизни во времени: как возможность развития божественного человека и его возвращения в божественное поле жизни.
Одним из таких духовных посланников был без сомнения Даг Хаммершельд. Всю жизнь он стремился обратить свое сознание к новой деятельности. К тому же он знал, что к нему прикасается и его поддерживает особое энергетическое поле.
В 1952 г., за год перед тем, как он стал вторым Генеральным секретарем ООН, он написал в своих “Записках”: “...это переживание света, тепла и силы... питающий элемент, как воздух летящему и как вода — плывущему. Впрочем, интеллектуальные сомнения, требующие доказательств и логических построений, не допустили (суетной) “веры” в это. Интеллектуальные сомнения помешали мне выразить и интерпретировать эту реальность обычными выражениями. И все же через меня, в душе, вспыхивало видение, сотворенное вечным присутствием неведомого множества живущих святым послушанием, тех, чьи слова и действия являются вечной молитвой”.
Несколько цитат из дневника Дага Хаммершельда, опубликованного после его смерти, свидетельствуют о том, что ему довелось пережить. Этим великим и главным сторонником мира во всем мире была истинная человеческая Душа, ее сознание своей ответственности. На своем высоком посту Хаммершельд неустанно прилагал все усилия, чтобы достичь истинной эволюции человека; в смирении давал он рекомендации и добивался решений. В 1953 г. он писал: “Не я, но Бог во мне”. И в 1955: “Твое положение никогда не даст тебе права командовать. Оно лишь налагает на тебя обязанность жить так, чтобы другие не оскорбляясь могли воспринимать твои распоря жения”.
Он никогда не считал, что достоинство его звания относится к личности, и его целью было полное посвящение себя своей задаче. И в то же время он понимал, что такое возможно лишь при полном самопожертвовании его личности. “Но тогда каким же образом эго должно любить Бога? Ты должен любить Его, как если бы Он не был Богом, не был Духом, не был Личностью, не был Субстанцией: люби его просто как Единое, как чистое и абсолютное Единство, в котором нет и следа двойственности. И в этом Едином мы должны дать себе возможность постоянного заката, постоянного перехода от бытия к небытию. Бог помогает нам осуществить это”. И в 1956: “Кто-то взял челнок в свою руку; тот, кто уже умеет ткать”. Хаммершельд никогда не сосредотачивался на достижении лишь внешней цели. “Не существует истории, но есть история души, нет мира, но существует мир души”, писал он в 1957 г. Хаммершельд ясно понимал, что всякая благотворная деятельность происходит от обновленной Души, посредством которой Бог может выражать себя. “В вере, которая есть “Божественный брак с душой”, ты являешься единым с Богом, и Бог находится целиком в тебе, точно также, как и вне тебя: Он находится целиком во всем, с чем ты встречаешься”. Эго и есть основа истинного единства, в согласии с которым Хаммершельд поступал сам и старался обращаться с другими.
Конечно мы не можем оценивать, насколько он был совершенен; мы лишь констатируем, что его труд в качестве Генерального секретаря был высоко оценен, и что до настоящего времени Даг Хаммершельд считается самым выдающимся Генеральным секретарем ООН.
Плоды сознания новой души, изначальная идея единства, а также импульс, вдохновивший на создание ООН, были такими: каждый человек имеет возможность вести действительно достойную жизнь в мире и в свободе. Жизнь, наполненную идеалом существа, возвращающегося к изначальной божественной жизни.
Когда развивается сознание новой Души, человек знает, что связан с внутренней сущностью всех людей посредством внутреннего духовного принципа, не чем-то типа туманного “знания”, но совершенно обычным практическим образом. Чем больше проявляется эта связь, то есть чем больше желание помочь кому-то и облегчить его ношу ощущает внутренняя сущность человека, тем больше жизненных сложностей и проблем остаются позади. Такой человек живет в двух мирах: он полностью связан со всеми, кто его окружает и внутренне полностью погружен в безграничную духовную область жизни, в которой дышит весь его “маленький мир”. Такой человек посвятит всю свою жизнь в этом мире, весь свой путь опыта обеим целям.
Каждый человек, в котором развивается новая Душа, освобождается в своей жизни от проблем, страхов и эгоизма, поскольку центры притяжения его жизни смещаются. Наилучшим образом этого достигают в процессе служения. Если служение становится центром притяжения, больше не существует места для проблем и страхов.
Резюмируя эти размышления, хочется подчеркнуть: чем больше людей начинает жить в состоянии такой связи, в состоянии нового сознания и служения, тем больше шансов, что и другие отойдут от шаблонов мышления и поведения, присущих закрытому, “блокированному” обществу, и придут к истинному святому единству, “una sancta” (святому единству в духе).
Сегодня мы видим, как восходит заря новой эры. “Систему”, которой опутаны многие ответственные лица в сферах экономики и политики, можно изменить. Сознание многих людей может постепенно изменить социальные условия и деятельность наций. Это и есть та эволюция, которую многие видят в будущем.
Мы не в состоянии достичь этого посредством сознания, которое выработано нашей обычной земной природой, несмотря на все наши благие намерения. Хотя у каждого из нас есть возможность духовного изменения. Но это уже повод для других основательных размышлений, возвращающих нас к изначальной божественной жизни.