История о Скарлетт О’Хара без преувеличения можно назвать одной из самых любимых женских книг. И хотя я не очень люблю разделение литературы по гендерному признаку, стоит признать очевидное: романы авторов-женщин чаще всего читают именно женщины. Почему так происходит, разговор отдельный. А сегодня я хочу взглянуть на полюбившуюся героиню. Также вам может быть интересно почитать о важных различиях между книгой и фильмом
Я прочитала роман «Унесённые ветром» дней за пять на зимних каникулах в лохматом 2007 году (здесь не будет шутки про «верните мой 2007» – для меня это был очень тяжёлый год, я чуть не умерла тогда).
Я прочитала книгу в семнадцать лет. Главная героиня привела меня в восторг. Своенравная Скарлетт так мне понравилась, что я все без исключения её поступки оправдывала и считала правильными. Более того, я искренне не понимала, почему она не бросила эту противную Мелани умирать вместе с её ребёнком. К примеру, милая тётушка Мелани сделала именно так и никто её бессердечной стервой отчего-то не считал.
Многие читательницы не очень жалуют любимицу Митчелл Мелани Гамильтон. И я прекрасно понимаю, почему. Она вся такая хорошая, правильная, жертвенная, что в неё не веришь. Вы хоть раз в жизни встречали такого человека? Я – ни разу. Но было бы любопытно взглянуть.
Из этого можно сделать вывод, что нам – читателям – врут; либо автор описывает приторно-сахарную леди, которая в природе не встречается, либо эта Мелани – лицемерка. Но ведь можно было хоть разочек показать её недостаток? Такую блаженную героиню хочется встряхнуть. У неё вокруг беды, война и непроглядное горе, а она ведёт себя как ангел с нимбом. Не кричит, не психует, всех поддерживает, утешает и никогда слова плохого не скажет. Одним словом, по Станиславскому: не верю. Автор описывала её как идеальную леди-южанку из "унесённой ветром" эпохи. Вот только не верится в таких идеальных святых леди, которые вообще не смущаясь владели чернокожими рабами. Раб будет покорен только если у хозяев есть инструменты воздействия. А Мелани – продукт своей эпохи и, конечно же, поддерживает сохранение старого порядка.
Есть и другой пример леди. Это мать Скарлетт, Эйлин О’Хара. Она хоть и вся такая леди, но твёрдости и здравого смысла ей не занимать. Вспомните, как она поступила с негодяем-управляющим? Хотя им лично он не навредил. Персонаж Эйлин далеко не главный, но она прописана более реалистично. С одной стороны, для Скарлетт мама – недостижимый идеал.
В присутствии Эллин у Скарлетт захватывало дух — мать была неким чудом, по странному волшебству обитающим под одной с ней кровлей, неотразимо прекрасным, внушающим благоговейный трепет и неизменно приносящим утешение во всех горестях.
А с другой мы видим человека, натерпевшегося в жизни много боли. Эйлин растит дочерей в довольно жёстких рамках: она не даёт им быть свободными, потому что сама играет по правилам южного общества и сама себе не позволяет хоть чуть-чуть расслабиться. По итогу Эйлин сгорает, в заботах о других напрочь забыв о себе.
Скарлетт -- другая, и она хорошо понимает это. В ней много силы и почти животной выносливости, она не боится трудностей, но, в отличие от благородных дам она не готова жертвовать своими интересами, что в патриархальном обществе по сути тот ещё вызов (женщина должна была служить интересам семьи -- вспомните смерть Мелани в идиотском "благородном" порыве родить ещё одного ребёнка своему недотёпе-Эшли).
В мои семнадцать лет мне очень нравилось бунтарство Скарлетт (вот удивительно-то, да?) Она постоянно творит какую-то дичайшую фигню: то будучи вдовой высунется из окна, то отпляшет с Реттом на благотворительном балу, то начнёт вести бизнес лично, что тогда было неприлично. Вообще Скарлетт по жизни хочет двух вещей: плыть против течения и быть всеми любимой. Сейчас я думаю, что она напоминает мне Ксению Собчак, которая отчаянно хочет нравиться публике и делает всё, чтобы выбесить эту самую публику.
В подростковом возрасте бунтарство Скарлетт против глупых стереотипов заходит на ура. Тем более что по нашим эмансипированным меркам все эти требования и вправду несправедливы. Наверное, в этом и заключается первый секрет супер популярности «Унесённых ветром» у нас. Нам нравятся плохие девочки. Как говорится, "хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие -- куда захотят". Скарлетт, естественно, принадлежит ко второй категории и делает то, что считает нужным.
Второй секрет – очень красивая и обаятельная Вивьен Ли в главной роли (стопроцентное попадание в образ!)
Третий секрет – в России обожают сильных героинь, которые всё тащут на себе – детей, коней, негритянок с полей и, конечно же, никудышного мужичонку, который «после смерти Мелани будет цепляться за её юбку». Такой образ – как бальзам на рану: я сильная, я справлюсь, я подумаю об этом завтра.
Мне в принципе и сейчас Скарлетт нравится. Скарлетт героиня не своего времени, вот почему ей так тесно в устаревших рамках «настоящей леди». И тут её поддерживает и автор, предвидя необходимость перелома в общественном сознании, пусть и такого болезненного (то, с чем никак не может смириться всё южное общество).
А вот что мне в Скарлетт не нравится, так это её подленькая натура. Она позволяет себе распускаться; без конца орёт на сына, даже когда война и голод остались позади – мы едва ли можем вспомнить хоть одно тёплое слово в адрес собственного ребёнка. А ведь он сирота (отец погиб) и тоже пережил ужасы войны бок о бок с матерью. Можно было бы проявить и чуть больше человечности. И это уже нельзя списать на юный возраст: Скарлетт подросла, набралась жизненного опыта, вернула себе Тару и деньги и могла быть чуть сбавить обороты. Она вообще не особо задумывается о будущем своих детей, на что ей указывает Ретт. Уэйда не позвали на день рождения из-за нелюбви в обществе к Скарлетт и Ретту. Мать как обычно отмахнулась от него, а до Ретта дошло, что они сделали Уэйда, Эллу и любимую дочурку Бонни изгоями общества. После этого Ретт начал умасливать нужных людей в Атланте и наводить мосты, понимая, что даже деньги не помогут его дочери выйти замуж и занять положение в свете. А Скарлетт отказывается это понимать.
И вот это в ней так сильно раздражает: она не хочет вырасти, стать гибче и чуточку мудрее. Не зря мамушка назвала их с Реттом «мулами в нарядной сбруе». В ней есть и упрямство, и даже нездоровая тупость. Скарлетт вообще не задумывается о том, что причиняет кому-то боль. А если вдруг и промелькнёт тень виновности (как со Сьюлин и её женихом), то тут же она найдёт себе 1001 оправдание. Другим -- нет, а себе найдёт! Она меряет всё вокруг только деньгами и недооценивает силу человеческих отношений, важность поддержки и взаимопомощи. Лишь потеряв всё это, она понимает, чего лишилась.