Найти в Дзене

Наша стрекоза

Казалось бы, нет более мирной профессии, чем балерина. И нет менее изящного дела, чем война. И все-таки Ольга Лепешинская – маленькая женщина, любимая балерина Иосифа Сталина, которую он называл «наша стрекоза», - отчаянно бросилась защищать страну. Настоящую храбрость Лепешинская проявила во время Битвы под Москвой, когда решилась судьба столицы, а вместе с ней и судьба страны… Немцы начали бомбить Москву и почти тогда же начались дежурства Лепешинской на крышах и чердаках, где балерина тушила зажигательные бомбы. В этом не было ничего удивительного. Многие «знатные люди Страны Советов» в те дни занимались черной работой войны. Но у Лепешинской получалось на загляденье: с зарядом оптимизма, с блеском. Однако ей хотелось большего. Лепешинская считалась прекрасным оратором, она умела импровизировать, играть словами. Многие фронтовикам запомнилось ее радио-обращение военных лет. Существовала даже шутка: « В XX веке было три великих оратора – Керенский, Троцкий и Ольга Лепешинская». Но бо

Казалось бы, нет более мирной профессии, чем балерина. И нет менее изящного дела, чем война. И все-таки Ольга Лепешинская – маленькая женщина, любимая балерина Иосифа Сталина, которую он называл «наша стрекоза», - отчаянно бросилась защищать страну. Настоящую храбрость Лепешинская проявила во время Битвы под Москвой, когда решилась судьба столицы, а вместе с ней и судьба страны…

Ольга Лепешинская
Ольга Лепешинская

Немцы начали бомбить Москву и почти тогда же начались дежурства Лепешинской на крышах и чердаках, где балерина тушила зажигательные бомбы. В этом не было ничего удивительного. Многие «знатные люди Страны Советов» в те дни занимались черной работой войны. Но у Лепешинской получалось на загляденье: с зарядом оптимизма, с блеском. Однако ей хотелось большего.

Лепешинская считалась прекрасным оратором, она умела импровизировать, играть словами. Многие фронтовикам запомнилось ее радио-обращение военных лет. Существовала даже шутка: « В XX веке было три великих оратора – Керенский, Троцкий и Ольга Лепешинская». Но бойцам и командирам, которые сражались на ближних подступах к Москве, конечно, хотелось не просто слышать голос балерины, но и видеть ее…

Она рвалась на фронт. И они две комсомолки – Мара Дамаева и Ольга Лепешинская пошли в райком требовать , чтобы их отправили на фронт. Но им сказали , что они сначала должны пройти курсы медсестер и отправили в клинику замечательного врача Петра Герцена. Придя в клинику в челюстной отдел, где находились бойцы с различными ранениями лица, Ольга Лепешинская поняла, что не сможет и сестра милосердия из нее не получится, и что, надо отдавать свои силы фронту по –другому. Но как?

Борис Мокроусов – композитор и поэт Алексей Сурков написали «Марш защитников Москвы», который поднимал бойцов в атаку:

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою,

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Разгромим, уничтожим врага!

Вот это важное дело для армии! А, что она балерина-дюймовочка с ростом недотянувшая до 155 сантиметров сможет для армии?

Однажды она выступала с речью перед бойцами на митинге, уезжавшими на фронт. Кто то крикнул: «Лепешинская, ты лучше станцуй!» И маленькая женщина принялась отплясывать перед новобранцами. С таким задором, как никогда на сцене. Она поняла: фронту нужно искусство

Лепешинская стала инициатором создания Первой фронтовой бригады Большого театра. Кроме Лепешинской в состав бригады вошли ее постоянный партнер, танцовщик Асаф Мессерер, чтец Дмитрий Журавлев, оперный бас Максим Михайлов. Уговорила балерина и всеобщего кумира – тенора Ивана Козловского. Аккомпанировали им баянисты. Не тащить же рояль на фронт?

Первая гастроль в действующую армию, Можайск. Совсем близко от Москвы! А дальше вслед за нашей армией, которая освобождала города, приезжали артисты. И снова играл баян, и порхала в кузове грузовика Ольга Лепешинская. Она выступала перед ранеными и перед теми, кому предстояло дальше гнать врага.

Выступление выездной бригады перед бойцами
Выступление выездной бригады перед бойцами

С этой бригадой Лепешинская прошла всю войну.

9 мая 1945 года, в День Победы, Ольга Лепешинская танцевала уже в освобожденной Варшаве. Танцевала так , что истрепала в лоскутки последние из 12 пуантов. А на следующее утро получила телеграмму из Большого театра. Хореограф сообщал, что ставит для нее «Золушку», и просил срочно приехать.

Начиналась мирная жизнь…