В последние несколько лет в своей работе все чаще встречаю эту фразу: "Скважина, да зачем нас (садоводов) заставляют получать лицензию на нее, да и еще и делать столько работ (проект зон санитарной охраны, получать санитарно-эпидемиологические заключения), это же просто дырка в земле!". Я прекрасно понимаю возмущение садоводов: жили себе, жили спокойно, а тут такие деньги выкладывать и нет понимания, почему.
Считаю своим долгом объяснить, почему такой ажиотаж "наверху" в связи со скважинами и лицензиями. А потому что скважина - это не просто дырка в земле. И Министерство экологии и природопользования это прекрасно понимает. Если сравнивать с человеческим телом, то скважина - это рана на теле, через которую любая инфекция, любой вирус или бактерия могут проникнуть внутрь и нанести существенный урон организму. В случае со скважиной - ухудшить качество воды, отравить воду, сделать ее непригодной для питья на долгие годы, а может и почти навсегда (если рассуждать во временных рамках человечества).
Уже сейчас в ряде регионов наблюдается ухудшение качества воды. И связано оно не с промышленностью, не со сточными водами от ЖКХ, и даже не с Америкой (шучу), а с частными лицами, которые бурят скважины абы как, экономя на трубах.
Скважина по правилам должна обсаживаться кондуктором (самая широкая труба), который цементируется затрубной цементацией, тем самым пресекается возможность перетока первого, часто загрязненного, водоносного горизонта в целевой горизонт, с качественной водой. Есть ряд буровиков, которые из цели экономии своих средств, а иногда и средств клиента, эту обсадку не делают. И в горизонт с чистой водой попадает вода и загрязненного горизонта. Грубо говоря, из чана с грязью вода течет в чан с чистой водой. И проблема еще и в том, что у таких глубоких горизонтов, где чистая вода, время пополнения (обновления) запасов занимает долгие годы. Это зона замедленного водообмена. Загрязняя горизонт в одном месте за несколько лет это загрязнение распространяется на километры от места загрязнения, делая непригодной воду у соседей, в близлежащих городах. Мы сами плюем в колодец, из которого мы пьем.
Это был лишь один пример, почему к скважине нужно относиться серьезно, не важно, где она: на землях общего пользования или у вас на участке. Поэтому такой шум и ажиотаж "наверху". Потому что еще лет 10 такого бездумного отношения и нам нечего будет пить. Системы водоподготовки есть, но они не панацея от всего. Тем более, цены на системы очистки кусаются. Если надеяться только на них, то вода нам скоро станет по цене нефти. Да, садоводов заставляют соблюдать законодательство, увы это стоит денег. Но тем самым у Министерства есть актуальные данные о качестве воды, о депрессионных воронках (отдельная тема), то есть о том, что же происходит внизу. Есть рычаги влияния на владельцев скважины. То есть, у нас есть надежда, что наши внуки будут пить чистую воду!