Начать хочу с предупреждения, что в этой статье я размышляю от лица педагога, кем и являюсь...
Мой первый сын в этом году пойдет в первый класс. Такое событие! Но, как учительница, я знаю, с каким энтузиазмом дети приходят в школу, и как быстро гаснут их глаза. «Мне не интересно». Вот аргумент, который выдают нам дети, на наши вопросы: «Что случилось? Почему ты не хочешь идти в школу?». Меня очень волнует такое развитие ситуации, так как, если такое случиться, переломить ее будет сложно.
Что мы, родители, делаем для того, чтобы наши дети, пришедшие в первый раз в первый класс, чувствовали себя комфортно?
Мы их усиленно готовим к школе. А как мы это делаем? Мы их учим, читать, считать, рисовать, клеить, резать. Такие навыки несомненно сослужат ему хорошую службу и помогут себя чувствовать уверенно и не отставать
Так почему детям вдруг становится неинтересно учиться? Почему после усиленной подготовки дети вместо того, чтобы начать удивлять нас своими успехами, дети становятся вялыми и незаинтересованными?
А диагноз несложен: дети не доиграли до школы. Мы их рано усадили за парты. Да, мы и педагоги в детсадах старались: никто за парты деток не усаживал, и на занятиях зайчики - морковки считают, а белочки - орешки.
Но вот здесь и подвох: это игровая форма обучения, но игровая не по сути, а по форме. Именно поэтому, когда я говорю сыну: «Иди поиграй с сестрой в лото», он отвечает мне, что это не игра. И абсолютно прав!
В настоящей игре главный компонент – воспроизведение человеческих взаимоотношений. В игре без особых усилий раскрываются любые понятия и принципы устройства мира и усваиваются любые знания.
Что игра развивает в первую очередь? Творческое воображение.
Мы привыкли считать, что воображение – это выдумывание новых и необычных образов. Но не только в этом важная функция богатого воображения.
Воображение
Благодаря воображению у нас есть умение посмотреть на то, что мы делаем, со стороны, глазами другого человека. Как вы думаете, это важное умение, и важнее ли научить ребенка читать?
Как к этому прийти? До школы надо играть в правильные детские игры.
Это, прежде всего, ролевые игры, где умение входить в образ формируется само собой без дополнительных усилий: врач и пациент, продавец и покупатель, красная шапочка и волк, коза и козлятки, кит и пингвин)).
Так же это игры, когда простые действия соотносятся с работой воображения. Например, играя в мяч, можно бросать его весело, шаловливо, грустно, устало. После прочтения рассказа придумать его продолжение: разыграть в сценке, перенести на бумагу, станцевать.
Есть дети, для которых такие игры образ жизни, им не нужен взрослый, чтобы воплотить в жизнь свои задумки. А есть дети, которые, кажется, не способны к импровизации, но на самом деле им нужен толчок извне. И обычно это взрослый: родители или воспитатель. Вы должны это сделать – если он не проживет этот период развития в игре, ему предстоят нелегкие времена в школе.
Воображаемые игры помогают раскрывать или выражать свой внутренний мир, а значит, учат быть открытым другому человеку. Это формирует чуткость, внимание к своим ощущениям и открывает способы их выражения. Чаще всего различные комплексы порождает именно неумение выразить себя.
Умение слышать
Не стоит забывать и другое не менее важное умение – слышать другого человека. Не только слушать, но и слышать! Это качество также легко формируется в ролевых играх, ведь в них детей не надо заставлять быть внимательными и слушать друг друга, они это делают сами, без нажима взрослых(как это бывает в школе.)
Уметь слушать и уметь быть понятым – это хорошая основа для успешной школьной деятельности. Важно готовить ребенка именно к жизни в школе, чтобы, когда он переступит порог здания, куда ему предстоит ходить ближайшие 11 лет, он уже умел налаживать контакт со сверстниками, задавать вопросы учителю. Ведь выстраивать отношения с одноклассниками, уметь работать в одной команде, да и еще при этом обучаться письму, чтению и счету – совсем непростая задача для ребенка.
Дети с развитым воображением – это, как правило, дети с развитым мышлением. А только ребенка, умеющего мыслить, можно научить учиться. Я подчеркну тот факт, что нужно не учить новому, а учить учиться, самому постигать знания.
Что для этого надо? Научить задавать вопросы, озадачиваться, сомневаться, спорить(со сверстниками, учителем, с самим собой), строить учебные диалоги, самостоятельно оценивать свои возможности.
Постигать новые знания в увлекательном творческом процессе полным сотрудничества и командного духа, взаимопонимания, чуткости к мыслям товарища – вот с каких занятий не хочется сбегать!
Можно ли переоценить важность этих умений? При этом я ни сколько не умоляю значимости других умений при подготовке к школе. (Хотя, честно признаться, я не вижу разницы, в каком возрасте ребенок научится читать, главное, что бы в итоге он любил читать!).
Но даже при моей уверенности, что, все вышеописанное, самое важное при подготовке к жизни в школе, все-таки у этого вопроса есть и другая сторона медали, которая ставит меня в тупик. Об этом мы поговорим в следующий раз.