Найти тему
Хороший Дзен

Подготовка к школе: чему учить ребенка?

Оглавление

Начать хочу с  предупреждения, что в  этой статье я размышляю от лица педагога, кем и являюсь...

Мой первый сын в этом году пойдет в первый класс. Такое событие! Но, как учительница, я знаю, с каким энтузиазмом дети приходят в школу,  и как быстро гаснут их глаза. «Мне не интересно». Вот аргумент, который выдают нам дети, на наши вопросы: «Что случилось? Почему ты не хочешь идти в школу?». Меня очень волнует такое развитие ситуации, так как, если такое случиться,   переломить ее будет сложно.

школа, дети, первоклассник (фото из интернета)
школа, дети, первоклассник (фото из интернета)

Что мы, родители,  делаем для того, чтобы  наши дети,  пришедшие в первый раз в первый класс, чувствовали себя комфортно?

Мы их усиленно готовим к школе. А как мы это делаем? Мы их учим,  читать, считать, рисовать, клеить, резать. Такие навыки несомненно сослужат ему хорошую службу и помогут себя чувствовать уверенно и не отставать

Так почему детям вдруг становится неинтересно учиться? Почему после усиленной подготовки дети вместо того, чтобы начать удивлять нас своими успехами, дети становятся вялыми и незаинтересованными?
А диагноз несложен: дети не доиграли до школы. Мы их рано усадили за парты. Да, мы и педагоги в детсадах старались: никто за парты деток не усаживал, и на занятиях зайчики - морковки считают, а белочки - орешки.
Но вот здесь и подвох: это игровая форма обучения, но игровая не по сути, а по форме. Именно поэтому, когда я говорю сыну: «Иди поиграй с сестрой в лото», он отвечает мне, что это не игра. И абсолютно прав!
В настоящей игре главный компонент – воспроизведение человеческих взаимоотношений. В игре без особых усилий раскрываются любые понятия и принципы устройства мира и усваиваются любые знания.
Что игра развивает в первую очередь? Творческое воображение.
Мы привыкли считать, что воображение – это выдумывание новых и необычных образов. Но не только в этом важная функция богатого воображения.

Воображение

Благодаря воображению у нас есть умение посмотреть на то, что мы  делаем, со стороны, глазами другого человека. Как вы думаете, это важное умение, и важнее ли научить ребенка читать?

Как к этому прийти? До школы  надо играть в правильные детские игры.
Это, прежде всего, ролевые игры, где умение входить в образ формируется само собой без дополнительных усилий: врач и пациент, продавец и покупатель, красная шапочка и волк, коза и козлятки, кит и пингвин)).

Так же это игры, когда простые действия соотносятся с работой воображения. Например, играя в мяч, можно бросать его весело, шаловливо, грустно, устало. После прочтения рассказа придумать его продолжение: разыграть в сценке, перенести на бумагу, станцевать.
Есть дети, для которых такие игры образ жизни, им не нужен взрослый, чтобы воплотить в жизнь свои задумки. А есть дети, которые, кажется, не способны к импровизации, но на самом деле им нужен толчок извне. И обычно это взрослый: родители или воспитатель.   Вы должны это сделать – если он не проживет  этот период развития в игре, ему предстоят нелегкие времена в школе.

Воображаемые игры  помогают раскрывать или выражать  свой внутренний мир, а значит, учат быть открытым другому человеку. Это формирует чуткость, внимание к своим ощущениям  и открывает способы их выражения. Чаще всего различные комплексы порождает именно неумение выразить себя.

Умение слышать

Не стоит забывать и другое не менее важное умение – слышать другого человека. Не только слушать, но и слышать! Это качество также легко формируется в ролевых играх, ведь в них детей не надо заставлять быть внимательными и слушать друг друга, они это делают сами, без нажима взрослых(как это бывает в школе.)

Уметь слушать и уметь быть понятым – это хорошая основа для успешной школьной деятельности. Важно готовить ребенка именно к жизни в школе, чтобы, когда он переступит порог здания, куда ему предстоит ходить ближайшие 11 лет, он уже умел налаживать контакт со сверстниками, задавать вопросы учителю. Ведь выстраивать отношения с одноклассниками, уметь работать в одной команде, да и еще при этом обучаться письму, чтению и счету – совсем непростая задача для ребенка.

Дети с развитым воображением – это, как правило, дети с развитым мышлением. А только ребенка, умеющего мыслить,  можно научить учиться. Я подчеркну тот факт, что нужно не учить новому, а учить учиться,  самому постигать знания.

Что для этого надо? Научить задавать вопросы, озадачиваться, сомневаться, спорить(со сверстниками, учителем, с самим собой), строить учебные диалоги, самостоятельно оценивать свои возможности.

Постигать новые знания в увлекательном творческом процессе полным сотрудничества и командного духа, взаимопонимания, чуткости к мыслям товарища –  вот с каких занятий не хочется сбегать!

Можно ли переоценить важность этих умений? При этом я ни сколько не умоляю значимости других умений при подготовке к школе. (Хотя, честно признаться, я  не вижу  разницы, в каком возрасте ребенок научится читать, главное, что бы в итоге он любил читать!).

Но даже при моей уверенности, что, все вышеописанное, самое важное при подготовке к жизни в школе, все-таки у этого вопроса  есть и другая сторона медали, которая ставит меня в тупик. Об этом мы поговорим в следующий раз.