Найти в Дзене
Анна об искусстве

Блеск и слава России в Париже. Что мы показали миру на Всемирной выставке 1900 года?

Оглавление

15 апреля по 12 ноября 1900 года в Париже проходила легендарная Всемирная выставка. Жаль, что сегодня уже позабыто, как блистала в Париже Россия. Как рождался модный "русский стиль", а российские ученые, художники, архитекторы, ремесленники поражали своими работами публику. Давайте немного вспомним.

Афиша Всемирной выставки в Париже 1900 года
Афиша Всемирной выставки в Париже 1900 года

Всемирная выставка в Париже 1900 года стала одной из самых масштабных за всю историю 20 века, её посетили около 50 миллионов человек. Главной целью выставки было продемонстрировать научно-технические достижения стран.

Россия заняла на выставке 24 000 кв. метров, но даже этого не хватило, чтобы продемонстрировать бурное развитие Российской Империи в тот период. Россия прогремела не только техническими достижениями, но и художественным оформлением своих павильонов.

Главным зданием русского отдела стал Павильон Русских Окраин, построенный по проекту Роберта-Фридриха Мельцера, который стал главным архитектором выставки. Архитектура павильона повторяла черты Московского и Казанского Кремлей и стала ярким примером неорусского стиля, характерного для эпохи рубежа веков.

Павильон напоминал русский городок, внезапно оказавшийся посреди Парижа. На одной из его башен даже звенели колокола.

Павильон Русских Окраин на Всемирной выставке в Париже.
Павильон Русских Окраин на Всемирной выставке в Париже.

Русский павильон был одним из немногих на выставке, выполненных из кирпича. Фасады украшала майолика, изразцы, рельефы и ажурные гребни. Шатровые завершения ярко выделяли здания на общем фоне.

Не менее впечатляло и внутреннее убранство.

«Гвоздем» стали 28 живописных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Большинство из них принадлежало кисти Константина Коровина.

Живописные панно Константина Коровина

Константину Коровину было поручено художественное оформление Русского выставочного павильона. Художник составил план выставки и следил за его осуществлением. А еще сам выполнил 28 панно для павильона Окраин России. Они рассказывали о жизни народов Российской Империи.

Эти огромные полотна от 3 до 12 метров в длину стали символом бескрайних просторов самой страны.

Созданы были картины на основе личных впечатлений Коровина. Еще в 1894 году они вместе с Валентином Серовым два месяца путешествовали по отдаленным северным губерниям России. Из Москвы художники отправились в сторону Ярославля, затем побывали в Архангельске, Мурманске, на норвежском мысе Нордкап и через Хельсинки (тогда – Гельсингфорс) и Петербург вернулись в Москву.

Коровина природа поразила, он создал множество этюдов. Но художнику захотелось отразить эти впечатления на чем-то монументальном. И тогда появились декоративные панно для павильона Крайнего Севера на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 года.

После этого его и пригласили для оформления Русского отдела на выставке в Париже. Для павильона Окраин получился грандиозный цикл, рассказывающий о природе и жизни на Крайнем Севере, в Сибири, Средней Азии. Панно демонстрировали виды Архангельска, Мурманска и Новой Земли, незнакомые публике картины тундры, становищ, тайги у Байкала, лежбищ котиков, добычи золота и пушного зверя.

Панно произвели впечатление. За них жюри выставки удостоило Коровина 2 золотых и 7 серебряных медалей, а правительство Франции представило к ордену Почетного легиона. Сейчас эти работы хранятся в запасниках Русского музея.

"Русская деревня" в Париже

Еще Константин Коровин создал проекты зданий Кустарного павильона, который демонстрировал русские народные промыслы и ремесла. Он был прозван французами «Русская деревня». Эти деревянные здания напоминали целый сказочный городок с теремами, крылечками, переходами. Они погружали посетителей в русскую сказку, столь незнакомую для них.

Начинался этот раздел выставки рубленой шатровой церковью, украшенной деревянной резьбой. В церкви были представлены древнерусские иконы, а еще здесь можно было увидеть продукцию русских монастырей.

Рядом стоял боярский терем, созданный по типу светлиц 17 века. Среди горницы стоял накрытый скатертью стол, а по обе стороны от него восседали манекены боярской семьи, одетые в старинные костюмы.

В другом здании была представлена настоящая русская ярмарка: в открытой галерее выставили все разнообразие русских промыслов. С волжских городов были привезены сундуки, кафтаны, рукавицы. Рядом лежали разноцветные ткани из народного ситца и пряники из Городца и Твери.

Эскиз Константина Коровина для Кустарного павильона.
Эскиз Константина Коровина для Кустарного павильона.

Все здания были украшены растительными и зооморфными орнаментами, удивляли посетителей своим лубочным видом, причудливыми архитектурными объемами. Коровину удалось переработать русское наследие в духе модерна, поэтически переосмыслить и стилизовать его, создав яркий образец неорусского стиля.

Здания Кустарного отдела, созданные по проекту Коровина, заставили Европу как бы заново увидеть Россию. Основной павильон представлял ремесленное производство. Над некоторыми предметами потрудились русские художники, как, например, Михаил Врубель с его балалайками.

Художник создал их, отдыхая в имении княгини Марии Тенишевой - Талашкино. Княгиня вспоминала, что балалайки стояли мастерской в виде деревянных заготовок, не покрытых лаком. Такими их и увидел Врубель.

Художник вдохновился формой инструментов и нетронутой поверхностью древесины и решил разрисовать. Всего за 2 недели Врубель расписал несколько инструментов. Тематикой Врубель выбрал излюбленные сказочные мотивы и мастерски вписал сложные композиции в необычную форму инструмента.

Одной из первых была расписана балалайка "Рыбки". На ней красуется дарственная надпись "На память". В воде плывут две рыбы, над ними – медуза. Виртуозно художнику удалось использовать особенности строения инструмента: голосник становится рыбьим глазом, на других балалайках – локоном Гамаюна и частью прибрежной волны.

Когда супруг княгини занялся организацией Всемирной выставки, ей пришла идея выставить балалайки для всеобщего обозрения. Оригинальность балалаек вызвала восторг в Париже. Тенишева говорила, что «получила массу предложений приобрести весь оркестр, благодаря главным образом рисункам Врубеля».

А вообще, демонстрация технических достижений была почти невозможна без участия художников и архитекторов. Так Общество спальных вагонов демонстрировало поезд, в котором с помощью движущейся панорамы художника Павла Пясецкого для посетителей-пассажиров создавалась полная иллюзия путешествия по Сибирской железной дороге с остановками на станциях, устроенных по местному образцу. Это была одна из первых подобных панорам.

Виртуальное путешествие по России

Панорама Транссибирской магистрали художника Пясецкого стала одним из уникальных и поражающих воображение экспонатов.

Павел Пясецкий был разносторонне одаренным человеком. Врач по образованию, он окончил также живописный класс Императорской Академии художеств. Как врач он много путешествовал в составе экспедиций, а как художник - зарисовывал маршруты поездок, ландшафты, города, жанровые сцены, пейзажи.

Из каждой поездки он привозил большие серии акварелей. Тогда же он выработал свою фирменную технику: наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, создавая непрерывную панораму путешествия. Эти «живописные повествования» имели длину от 65 до 127 метров.

Когда Управление по сооружению Транссиба решило создать акварельную панораму Великого пути, конкурентов у Пясецкого не было. Художник приступил к работе, которая заняла в целом 10 лет.

Летом и ранней осенью в специальном вагоне-мастерской художник выезжал на очередной участок Транссиба. Он зарисовывал процесс строительства железной дороги – прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов, станции, разъезды, мосты и переправы. А в городах старался запечатлеть улицы, площади, достопримечательности, местные промыслы и ремесла. Уделял мастер внимание и жанровым сценам.

Пясецкий смог сжать огромное пространство 9288 км в панораму длиной примерно 950 метров. Каждый отрезок пути, помещенный в рулон, автор стремился наделить особым, присущим только этой российской местности своеобразием. И это ему блестяще удалось.

В результате получился аттракцион, невиданный для начала 20 века. Он произвел фурор, поэтому на следующую выставку в 1904 году в Сент-Луисе он вновь был привезен и даже увеличился в размерах.

Итоги выставки

Россия блеснула в Париже не только самобытной архитектурой, оригинальной живописью и предметами прикладного искусства. Множество призов получили и промышленные, и инженерные отделы.

Например, инженер Лавр Проскуряков получил золотую медаль за Красноярский железнодорожный мост. А гран-при получила не только панорама Транссиба работы Пясецкого, но и пальма, выполненная кузнецом Мерцаловым из стального рельса. Кстати, сам Мерцалов в своей жизни никогда пальм не видел, создал дерево по картинкам. Работа гениальна - сделана без сварки и соединений.

А еще гран-при получил «Лысьвенский доменный и молотовый завод» за кровельное железо, которым до сих пор покрыты крыша Британского парламента и до недавнего времени были купола собора Парижской Богоматери.

В общем Российская Империя поразила тогда мир. Нам сегодня даже сложно представить, насколько масштабным событием стала Выставка...