Действующий пенсионный закон чётко определяет, что нормы предыдущих пенсионных законодательств отменены не полностью. Поэтому для правильного анализа и понимания закона о пенсиях нужно обязательно соотносить нормы предыдущих законов с 400-ФЗ, чтобы понимать, что можно и нужно применять, а что ни в коем случае.
Именно об этом говорят положения статьи 36 400-ФЗ:
3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Вот давайте и разберем действующие нормы 173-ФЗ в той части, как они соотносятся не только с действующим законом, но и предыдущим. Почему именно так? Потому что любая норма закона вытекает. в принципе, из предыдущего. И давайте вспомним правило, закон обратной силы не имеет!
173-ФЗ написан настолько туманно, что именно он понуждает огромное количество пенсионеров обращаться в суды. Скажу честно, даже не все судьи хорошо знают, что в нём написано. Это позволяет работникам ПФ вертеть этот закон так, как им вздумается, в зависимости от ситуации. То есть одно и то же положение закона разные отделения ПФ трактуют по-разному. То есть ищут лазейки!
Какие претензии высказывают пенсионеры по поводу 173-ФЗ?
Одна из основных, и, пожалуй, самая распространенная - это не включение в страховой стаж периодов обучения при расчете пенсии с применением пункта 3 статьи 30. И это достаточно серьезная претензия, на которой стоит остановиться поподробнее.
Давайте проанализируем вместе.
До вступления в силу 173-ФЗ действовал 340-1-ФЗ, который в статье 91 включал учебу в любом заведении профессиональной подготовки (ПТУ, техникумы, ВУЗы, аспирантура, ординатура) в общий трудовой стаж. Учеба приравнивалась к работе (статья 89) и включалась в общий трудовой стаж наравне с ней. Почему? Для того, чтобы это понять, надо обратиться к этой вот статье 89 340-1-ФЗ, которая говорила о том, что в стаж включаются все периоды, в течение которых человек хоть и не выполнял работу, но был социально застрахованным.
Фактически все учащиеся (да и вообще, все граждане СССР от мала до велика) были социально застрахованными. То есть всем предоставлялось медицинское обслуживание, оплачивались больничные, то есть социальное страхование распространялось на всех. Кроме того, учащимся выплачивалась стипендия, которую иначе, как заработком назвать нельзя. Да, бывало, что и без стипендии оставались. Но тут уже включался другой социальный принцип СССР: кто не работает, тот не ест. Как говорится, плохо поработал, оставайся без заработка.
113 -ФЗ внес изменения в 340-1 ФЗ, а именно переписал статью 7, которая позволила рассчитывать размер пенсии без ограничения по максимальной её величине в случае расчета с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). В 173-ФЗ данный порядок расчета применяется в пункте 3 статьи 30. При этом для учета стажа непосредственно в статье 7 340-1-ФЗ были названы только статьи 89,90 и пункты а, е, ж статьи 92 (больничные, периоды получения пособия по безработице и нахождение в местах заключения сверх установленного срока). Единственным исключением был прописан календарный порядок подсчета стажа. То есть для такого расчета не действовали нормы льготного исчисления стажа типа: север - год за полтора, армия - в двойном размере, участие в военных действиях и жители блокадного Ленинграда - в тройном размере. А поскольку статья 89 предусматривает, что в стаж включаются иные периоды, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию, то, на мой взгляд, исключение периодов обучения является придание закону обратной силы. И даже несмотря на то, что отдельно данные периоды не были перечислены. Поэтому, чтобы подтвердить такое предположение, смотрим внимательно текст 91 статьи:
Подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Вопрос: поскольку учеба приравнена к периодам, указанным в статье 89, а периоды, указанные в статье 89 включаются в стаж для расчета размера пенсии с применением ИКП , на основании чего для расчета пенсии по этому алгоритму учебу перестали включать в стаж сначала по статье 7, а потом по п.3 статьи 30? Лично я прямого указания в законе на исключение учебы из стажа не вижу. Никакого! И, кстати, у меня возник вопрос: а по статье 7 учебу тоже исключали? Ну нет прямого указания, что учеба не входит в стаж!
То есть при написании 173-ФЗ в данном пункте законодатели произвольно изменили положения предыдущего законодательства о том, что учеба включается в стаж наравне с работой и иными периодами. И вот Вам как раз тот момент, который придал пункту 3 статьи 30 173-ФЗ "обратную силу." И , если честно, я не вижу грамотного обоснования этого исключения учебы даже в решениях конституционного суда РФ.
С другой стороны этот закон во взаимосвязи статьи 30 со статьей 29 улучшил положение тех пенсионеров, которые продолжили трудовую деятельность после назначения им пенсии. Объясняю, почему я так утверждаю.
В соответствии со статьей 7 размер пенсии с применением ИКП не подлежал ограничению по верхнему размеру. Но такой порядок расчета предоставлялся только для тех, кто после назначения пенсии уже не работал. А вот тем, кто продолжал свою трудовую деятельность, пенсии рассчитывались по старым нормам: пенсия = 55% от заработной платы, плюс её увеличение на 1% за каждый год сверх требуемого стажа, но не более 20%. При этом максимальный размер пенсии был ограничен тремя минимальными (для тех, кто по списку №1 ограничение составляло 3,5 минималки) - это по факту положения пункта 4 статьи 30. И вот 29 статья позволила пересчитать пенсию тем, кого мы сейчас называем "работающими пенсионерами" именно без ограничения по верхнему размеру, то есть хоть по пункту 3, хоть по пункту 4. И это было очень даже правильно, поскольку соблюдалось конституционное равенство между пенсионерами - работающими и неработающими.
Но не только исключение периодов обучения из стажа для расчета по пункту 3 является нормой придания закону обратной силы. Такая же норма, но в другом виде есть и в пункте 4. Но об этом уже в следующей статье.
Небольшое лирическо-патриотическое отступление.
Когда мой бывший свекор (он был конструктором от бога, имевшим в своей коллекции бесчисленное множество рац. предложений) выходил на пенсию в 55 лет, я произнесла тост: "Станислав Константинович! До этого дня работа была вашей прямой обязанностью перед государством. Поздравляю Вас с тем, что теперь она стала одолжением нашей стране в том, что она не теряет грамотного квалифицированного специалиста и Ваш ум послужит ещё на благо Родины!" Да, ему, естественно была назначена максимальная пенсия в размере трёх минимальных плюс % за стаж. Но государство не потеряло при этом ни копейки, поскольку "умом" человек трудиться может достаточно долго, и польза от такой работы намного превышает то пособие, которое человек начал получать по достижении установленного возраста, который, между прочим, был установлен не "от балды", как сейчас, а на основании исследований маститых и умных врачей-физиологов. И если было установлено, что после 55 лет женщина и после 60 лет мужчина утрачивают способность нормально трудиться, это было сделано на основании не чьей-то воли, а глубоких и всесторонних исследований.
Конечно, в государстве, где во главу угла поставлена не народ, а только деньги, работающих пенсионеров опять загнали статьей 26.1 400-ФЗ, которая отменила им индексацию, сами знаете, куда, нарушив тем самым Конституцию, и поставив их на ступеньку ниже неработающих пенсионеров. Что собирается делать дальше наше Правительство, я даже не представляю. Неужели оно не понимает, что рубит сук, на котором сидит? Образование и компетенция тех, кто сейчас работает в большинстве своём оставляет желать лучшего. Старое всё поразрушили, нового ничего построить не могут, кроме как торговые центры, дворцы для ПФ и себя, любимых. Ой, нет! В каждом регионе есть бордюрное производство! Да-да, не удивляйтесь, не только в Москве. У нас в Липецке тоже задрали уже заменой этих бордюров! Если наши власть предержащие думают, что это всё, на что способен русский народ, не пора ли нам тренировать голеностоп?
На сегодня это всё, прощаюсь до следующей статьи. Думаю, это будет бомба, которая немного перевернёт Ваше сознание! Всех вас люблю и целую. Пошла считать ваши пенсии. Кому нужен расчет или помощь, читайте эту статью.
Ваша Хозяюшка МарТа.