Найти тему
Путь Востока.

Положение армян в Стамбуле при Мехмете Втором.

Армяне являлись одной из самых ярко выраженных наций когда либо проживавших на территории Анатолии. Их история в этих местах прослеживается с 6 века до нашей эры, а в 14 веке нашей эры исчезает последнее армянское царство на этой территории. В отличии от греков и других христиан (например) несториан, армяне были монофизитами, т.е. считавшими Христа богочеловеком в отличие от православных христиан, ариан и несториан. После Халкидонского собора 451 года, большая часть христиан согласилась с догматом о двоичной - богочеловеческой природе Христа, т.е. человеческой и божественной (в понимании большинства христиан Иисус Христос не Бог, а сыно божий), армяне остались при своём мнение и де факто откололись от основной части христиан. Обладая своим языком и своим алфавитом, а также упомянутыми выше особенностями исповедования своей веры, армяне получили ярко выраженную национальную идентичность и национальное самосознание.

Надо сказать, что Мехмед Второй Завоеватель (Фатих) интересовался догматами христианской веры и даже попросил греческого патриарха Геннадия изложить ему кратко суть христианского догмата. получилось не очень понятно "Мы верим, что слово Бога и человека на которого возложено слово Божие есть Иисус Христос". Это замечание, что Мехмед Фатих интересовался христианской верой, очень важно для нашего дальнейшего повествования, поскольку объясняет почему армяне оказались в Стамбуле в количестве превышающем количество армян в прежнем Константинополе. Дело в том, что Мехмед Второй, вопреки историческим спекуляциям дилетантов совсем не пытался истребить христиан. Его задачей было создать веротерпимое общество в котором Ислам несомненно бы играл ведущую роль, а остальные народы должны были постепенно и добровольно исламизироваться.

Христиане, как и иудеи относились к "народам Книги", т.е. к тому, чьим продолжением является Коран, они не считались "кяфирами" т.е. неверными это относилось только к язычникам, а носили название "зими" и должны были платить ежегодный десятипроцентный налог. В этой концепции устройства государства, армяне пришлись, как нельзя кстати, они были ювелирами, ремесленниками, торговцами и следовательно их умения и деньги были источниками пополнения казны новой Османской империи. Это важно понимать и для интеллектуального освоения дальнейшей истории Османской империи, поскольку сами этнические турки - османы представляли сословие воинов, и не занимались торговлей и ремёслами, именно христиане и в частности армяне стали донорами бюджета новой империи.

При этом Мехмед Второй действовал в отношении армян просто и довольно жёстко. Для того, чтобы богатства армян были у него под рукой он начал принудительно переселять их в новую столицу Стамбул. Сохранились свидетельства армянского купца Нереса датируемые 1480 года, в которых указывается, что процесс переселения вызвал "бурю негодования среди христиан и его собственного народа.." Известный востоковед Критовул пишет, что Мехмед Второй "доставил в город тех армян, бывших под его началом, которые выделялись в части имущества, богатства, технический знаний и в других областях, а также тех, кто принадлежал к сословию купцов."

На фасаде сегодняшней армянской патриархии в Стамбуле в Кумкапы, есть цифра 1461. Это год когда Мехмет Второй назначил в городе армянского патриарха.

Армянская патриархия в Стамбуле сегодня.
Армянская патриархия в Стамбуле сегодня.

Мехмед Второй видел себя не узко национальным лидером стремящимся стереть с лица земли прочие народы, его привлекала слава Александра Великого (Македонского) который создал империю из разных народов, исповедующих разные религии. но под общим эллинистическим началом. Точно также Мехмед Второй, создавал империю с главенством Ислама, но населённую разными народами в том числе армянами. По мере того, как армянское население росло, рос и авторитет их патриарха. Постепенно патриарх становится соправителем султана в отношении армянского населения города. у него появляется собственный суд по делам армян (как гражданским, так и уголовным) , а также собственная тюрьма. собственные приставы и даже вариант собственной полиции. Султан не вмешивается в дела армянской общины довольствуясь большими денежными поступлениями от армян в казну. Армяне были не единственными христианами в Стамбуле, к северу от Золотого Рога, напротив красивых мечетей старого Стамбула, располагается район Галата некогда очень богатый и не утративший своей красоты, с 13 века он был заселён генуэзцами но об этом мы расскажем а нашем следующем историческом экскурсе.

При подготовке публикации была использована книга Kritovjuios, History of Mehmed Conqueror. Princeton's - 1954. page 38 - 96.